Татьяна Жижкун
Методическая разработка тематической недели «Мир животных. Животные леса и домашние животные» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.
Недельное конспектирование удобная форма методической работы : педагог разрабатывает, планирует весь образовательный материал по одной теме. Определена одна общая тема недели, но каждый день освещает различные аспекты этой темы, знакомя дошкольников с различными героями, делая их жизнь разнообразной и интересной. Структура НОД, отражающая современные требования ФГОС ДО, состоит: из темы недели и тем дня; задач по образовательным областям; перечисления методов и приемов; перечисления материалов и оборудования; описания форм организации совместной деятельности и логики образовательной деятельности. Наиболее эффективно данная структура позволяет осуществлять познавательную, познавательно – конструктивную и познавательно – исследовательскую деятельность. Все виды детской деятельности организовываются с учетом принципа «Ребенок не объект, а субъект деятельности, воспитатель партнер в деятельности». Этот принцип реализуется через организацию пространства деятельности, чтобы воспитатель находился не над, а вместе с детьми, и не был носителем инструкции к деятельности, а стал активным участником жизни детей.
Публикация «Методическая разработка тематической недели „Мир животных, Животные леса и домашние животные“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Планирование
- Дикие животные, лесные звери
- Домашние животные. Все материалы
- Животные. В мире животных
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
Тематическая неделя «Мир животных» - животные леса и домашние животные (старшая группа)
Темы дня и игровые персонажи:
Понедельник – «Зайчик в гостях у ребят» - игрушка зайчик
Вторник – «Хитрая Лиса»- игрушка лиса
Среда – «Зимовье зверей» - письмо от домашних животных
Четверг – «Котенок и щенок»- персонажи котенок и щенок
Пятница – «Добрый Доктор Айболит» - кукла Айболит
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о диких и домашних животных, их внешнем виде, характерных особенностях (ОО «Познавательное развитие»)
- формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания; развивать интерес к представителям живой природы (ОО «Познавательное развитие»);
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно – исследовательской, игровой и конструктивной деятельности (ОО «Познавательное развитие»);
- совершенствовать опыт составления описательного рассказа о животных, используя схемы (ОО «Речевое развитие»)
- обогащать словарь детей существительными, обозначающих диких и домашних животных : корова, теленок; лошадь, жеребенок; овца, ягненок; коза, козленок; свинья, поросенок; кошка, котенок; собака, щенок; зерно, трава, сено; скотный двор, хлев, конюшня, коровник, свинарник; молоко, молочные продукты, мясо, шерсть; белка, бельчонок; еж, ежонок; заяц, зайчонок; волк, волчонок; лось, лосенок; медведь, медвежонок; берлога, логово, нора, дупло, (ОО «Речевое развитие»)
- развивать диалогическую речь; поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей (ОО «Речевое развитие»)
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми (ОО «Речевое развитие»)
- совершенствовать грамматический строй речи посредством дидактических игр «Кто есть кто?», «Расскажи какой?» (ОО «Речевое развитие»)
- приобщать детей к чтению художественных произведений; развивать слуховое внимание посредством восприятия художественной литературы (ОО «Речевое развитие»)
- совершенствовать умение передавать в работе особенности животных, используя нетрадиционные техники рисования (ОО «Художественно- эстетическое развитие»)
- формировать умение использовать различные художественно- изобразительные материалы: акварель, восковые мелки (ОО «Художественно- эстетическое развитие»)
- совершенствовать приемы лепки посредством изготовления фигур животных (ОО «Художественно- эстетическое развитие»)
- совершенствовать навык ходьбы по гимнастической скамейке, прыжков на правой и левой, прыжков на двух ногах через препятствия (ОО «Физическое развитие»);
- воспитывать усидчивость целеустремленность в достижении конечного результата (ОО «Физическое развитие»);
- воспитывать дружеские отношения между детьми (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);
- воспитывать уважительное отношение к людям, имеющим профессию ветеринара (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);
- расширять знания о правильном уходе за домашними животными (ОО «Социально – коммуникативное развитие»);
- расширять и уточнять представления детей о том, как вести себя с животными, через ситуативный разговор «Что нужно помнить при общении с собаками и кошками» (ОО «Социально – коммуникативное развитие»).
Ожидаемый результат по изучению темы
Дети должны знать:
- что домашние животные — животные, прирученные человеком;
- что за домашними животными человек ухаживает : кормит, строит им жилище, лечит, моет, охраняет, пасет;
- названия взрослых животных и детенышей;
- названия помещений, в которых содержатся домашние животные;
- чем питаются разные домашние животные;
- как передвигаются разные домашние животные, чем отличаются по внешнему виду, какие звуки издают;
- какую пользу приносят людям.
- дикие животные — это животные, не прирученные человеком, живущие в естественных природных условиях;
- местом обитания диких животных- леса, в средней полосе России;
- все животные разные по строению, размеру, окраске, способу передвижения, способности защищаться от врагов, выводить потомство, строить жилище, добывать себе пищу;
Дети должны уметь:
- отличать домашних животных от диких;
- использовать в речи названия животных, частей их тела, жилищ, характерных признаков, действий;
- группировать лесных животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защиты от врагов, строению жилища, размеру;
- использовать в речи глагольные формы, обозначающие действия людей по уходу за животными;
- дикие животные нуждаются в охране и защите от истребления;
- все в живой природе взаимосвязано.
Методы и приемы :
Практические: игра, экспериментирование.
Словесные: ситуативный разговор, рассказывание, беседа, проблемные ситуации.
Наглядные: наблюдение.
Материалы и оборудование: ИКТ- презентации, разрезные картинки, настольно – печатные игры, демонстрационный материал «Животные леса», «Домашние животные», игрушки - животные, шапочки, схемы.
Внесение персонажей по темам дня : Зайчик, Лисичка, конверт с письмом, Котенок и Щенок, Айболит.
Примечания:
* - непосредственно образовательная деятельность совместно с воспитателем.
--- образовательная деятельность во время режимных моментов (фронтально и многочисленной подгруппой).
--- образовательная деятельность во время режимных моментов (малыми группами и индивидуально)
--- самостоятельная деятельность детей.
Формы организации совместной деятельности
Виды деятельности Формы организации совместной деятельности
Двигательная
** 1. Утренняя гимнастика: «По лесным тропинкам»,
Цель: поднять мышечный тонус детей.
** 2. Пальчиковые игры: «Белка», «В норке», «Зайчик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов в движении, речь, память.
** 3. Спортивная эстафета «Путешествие на скотный двор»
(по плану инструктора по физической культуре)
Цель: совершенствовать двигательные способности детей; вызвать интерес к выполнению физкультурных упражнений; воспитывать ловкость, быстроту, доставить чувство радости.
*4. НОД по физической культуре» (по плану инструктора по физической культуре)
*5. Физкультминутки: «Веселые зверята», «На водопой». «Зайка», «Хитрая лисичка»
Цель: совершенствовать координацию движений. Выполнять движения в соответствии с текстом.
** 6. Подвижные игры: «У медведя, во бору», «Хоровод», «Хитрая лиса». «Бездомный заяц»
Цель: развивать двигательную активность детей, выполнять правила игры, проговаривать текст.
Игровая *** 1. Дидактические игры:
- «Четвертый лишний».
Цель: активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих диких и домашних животных; совершенствовать представления детей о классификации животных.
- «Кто где живет?»
Цель: формировать представления детей, где живут звери зимой в лесу.
- «Кто чем питается?»
Цель: активизировать словарь детей за счет существительных, обозначающих лакомство диких и домашних животных.
- «Животные и их детеныши»
Цель: формировать умение употреблять в речи название детенышей (лисенок, медвежонок, теленок, козленок и т. д.)
«Найди по тени», «Собери целое из частей», «Найди хвост»
Цель: развивать зрительное внимание, мышление.
*** 2. Творческие игры.
- Игры – драматизация русской народной сказки: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок»
Цель: развивать воображение, мышление, память посредством представления образа животного; научиться, выразительно показывать животного, используя строки из сказки.
*** 3. Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк», «Ферма».
Цель: продолжать учить взаимодействовать друг с другом. Выполнять ролевые действия, произносить соответствующие фразы; формировать навыки речевого общения в соответствии сюжетом игры.
Изобразительная *1. НОД Рисование: «Встреча колобка и лисы»
Цель: совершенствовать умение передавать образ животного, используя нетрадиционные техники рисования (тампонирование, рисование ватными палочками), а также навык рисования восковыми мелками.)
*2. НОД Аппликация «Будка для собаки»
Цели: продолжать работу по ознакомлению с цветной бумагой и умению работать с ней; закреплять умение работать с ножницами; развивать художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление – из частей собрать целое; развивать моторику и тактильные ощущения; повторить цвета и формы; активизировать словарный запас детей; воспитывать заботливое отношение к животным.
***3. Создание макета «Дикие животные» из пластилина.
Цель: обобщить представления детей о диких животных, их месте обитания, детенышах; развивать творческие способности.
***4. «Фигурки животных» (из природного, бросового материала)
Цель: совершенствовать умение создавать образ из природного и бросового материала, развивать воображение.
Познавательно – исследователь
ская *1. Решение проблемных ситуаций:
- Беседа – обсуждение «Зачем зайка меняет шубку»
Цель: развивать воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; совершенствовать лексико – грамматический строй речи, умение делать выводы и умозаключения.
- Почему длинные ноги прибегут быстрее? (Николаева С. ,стр. 74 -75)
*2. НОД. ФЭМП+ Конструктивная деятельность: «Сарай для животных» (работа по схемам).
Цель: совершенствовать навыки счета в пределах * посредством совместной игровой деятельности умение сравнения по величине; умение конструировать жилища домашних животных из разных видов конструктора; развивать творческие способности, умение работать со схемами.
***3. «Мордочки: лисы, кота, собаки, медведя, зайца» (оригами)
Цель: совершенствовать умение складывать бумагу, используя технику оригами.
Коммуникатив
ная **1. Отгадывание загадок.
Цель: развивать образное восприятие, внимание, мышление, память, активизировать словарный запас.
*2. НОД. Развитие речи составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: развивать связную речь, умение составлять грамматически правильные предложения; активизировать словарный запас детей по данной теме.
*** 3. Ситуативный разговор:
- «Почему домашних (диких) животных называют домашними (дикими?
Цель: расширять и уточнять представления детей об особенностях проживания животных, о взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
*4. НОД «Добрый доктор Айболит»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии; расширять и обогащать знания детей о профессии
- «Как ведут себя в зоопарке?»
Цель: приобщать к общепринятым правилам поведения в зоопарке; развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.
- «Кто работает в зоопарке?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде работников зоопарка (директор зоопарка, заведующий хозяйством, экскурсовод, врач – ветеринар)
***5. Словесная игра
- «Один - три – пять», «Наоборот», «Скажи ласково»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать числительные с существительными, подбирать противоположные слова, образовывать ласкательные слова с помощью суффикса.
***6. Настольно- печатные игры:
- Лото – «Животные леса», «Скотный двор»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память; совершенствовать грамматический строй речи; активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
- «У кого какое жилище», «Животные и их детеныши»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, память; совершенствовать грамматический строй речи; активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
**7. Пословицы о животных :
«Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет»,
«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт»,
«Лиса всё хвостом прикроет».
Цель: развивать логическое мышление, умение обосновывать свой ответ.
Восприятие художественной литературы и музыки **1. Знакомство с художественной литературой:
- рассматривание книг о животных, энциклопедий с иллюстрациями.
- чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат», «Ёж»; Е. Чарушина «Волчишко», Н. Носова «Живая шляпа».
- Русские народные сказки: «Рукавичка», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Заяц - Хваста».
- Стихи П. Воронько «Хитрый ежик», А. Блока «Зайчик»
- Выставка книг «Животные в сказках», «Детские писатели о животных».
Цель: приобщать детей к чтению художественных произведений.
*2. Заучивание стихотворений о животных.
Цель: совершенствовать умение выразительного чтения заученных стихотворений.
*3. Слушание аудиозаписи «Утро в деревне»
Цель: узнать голоса животных.