Любовь Акинина
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих реальных взрослых.
А сюжетно – ролевая игра – наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Публикация «Методическая разработка „Сюжетно-ролевая игра „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С семьи начинается жизнь человека, она и является первой ступенью социализации, здесь происходит формирование его как гражданина.
Семья была и остаётся хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Поэтому мной была разработана сюжетно-ролевая игра "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность с детьми, через которую проходят все образовательные области по ФГОС в ДОУ: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.
В сюжетно - ролевой игре "Семья" объединились сюжетно- ролевые игры : "Стройка", "Театр", "Детский сад", т. к. развитие личности ребёнка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Цель игры: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.
На протяжении игры решаются задачи по освоению всех образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие:
1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;
2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие:
1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;
2. Развитие творческой активности.
Речевое развитие:
1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно- эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
2. Восприятие музыки, художественной литературы.
3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".
Физическое развитие:
1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".
В данной игре описан один день семьи Ивановых. На протяжении всей игры дети выполняют свои роли: бабушка готовит, убирает дома; дети в детском саду занимаются, играют; мама - по профессии младший воспитатель в детском саду, выполняет свою роль: моет посуду, накрывает на стол; папа- по профессии строитель, выполняет свою роль: строит дом; воспитатель- в хорошем настроении встречает детей в детском саду, выполняет зарядку с детьми, занимается, играет; герой Светофор- приходит к детям на занятие, рассказывает им о себе и предлагает детям его нарисовать пластилином; сотрудник театра- выполняет свои роли. На этом день в семье заканчивается.
Результатом участия детей в сюжетно- ролевой игре является:
1. формирование коммуникативных, морально- нравственных качеств личности;
2. развитие умения отражать отношение и взаимодействие детей "взрослых" и детей друг с другом;
3. воспитание доброжелательного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;
Материал методической разработки предназначен для педагогов ДОУ, родителей, студентов педагогических вузов и колледжей.
Сюжетно- ролевая игра "Семья"
Цель: Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Социально- коммуникативное развитие:
1 Формирование уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;
2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие:
1. Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке»;
2. Развитие творческой активности.
Речевое развитие:
1. Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);
2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно- эстетическое развитие:
1. Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
2. Восприятие музыки, художественной литературы.
3. Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".
Физическое развитие:
1. Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна".
Игровой материал: игрушечная посуда, атрибуты для игры в стройку, принадлежности для занятия (светофоры на каждого ребёнка, звонок, конструктор, касса.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы: "Как мы разговариваем с членами семьи", "Правила поведения в детском саду, в театре, дома", "Кто, кем работает?"Какая бывает посуда", беседа о том, какими личностными качествами должен обладать воспитатель.
2. Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: рисование и лепка (из теста, пластилина) продуктов питания, изготовление альбома "Профессии".
3. Чтение: "Мама", "Братик", "Работа" Д. Габе из серии "Моя семья", "Я хожу в детский сад" Е. Яниковская.
4. Рассматривание иллюстраций : "Профессии","Сказка "Колобок", "Правила дорожного движения".
5. Дидактические игры: "Дочки- матери", "Приготовим обед", "Накормим друга обедом",расскажи и обыграй сказку "Колобок".
6. Экскурсия к перекрестку.
7. Занятия: по ПДД, "Мамы разные нужны- мамы всякие важны", пальчиковый театр "Колобок"
Работа с родителями: заучивание ролей, изготовление атрибутов, анкетирование «Семейные традиции».
Игровые роли детей: воспитатель, папа, дети, мама, бабушка, Светофор, строители- 3 мальчика, младший воспитатель, сотрудники театра.
Ход игры:
Мы хотим показать сюжетно – ролевую игру «Семья». Утро в семье Ивановых.
Бабушка: Доброе утро, дети, доброе утро внуки! Сегодня в детском саду короткий день. Ты не забыла дочь?
Мама: Нет, мама не забыла, потому что мы сегодня всей семьёй пойдём в театр. Так что будь готова!
Ребё нок: Мама, а что будут показывать в театре?
Мама: Сегодня будут показывать пальчиковый театр «Колобок»
Дети: Ох, ты, должно быть интересно!
Ребё нок: Бабушка, можно тебя попросить?
Бабушка: Конечно!
Ребё нок: Дорогая бабушка, свари, пожалуйста, компот из зелёных яблок!
Бабушка: Хорошо, внучата мои, сварю, да и приберусь в доме!
(Пока все разговаривают, папа читает газету)
Папа: Мне пора на работу! Всем удачного дня! До вечера!
Дети: Пока папа, пока бабушка!
(Мама берёт детей, все берутся за руки и идут в детский сад, а папа идёт на стройку и выполняет ролевые действия, а бабушка остается дома, пылесосит ковер, варит и т. д. Выполняет ролевые действия.)
(В детском саду ребятишек встречает воспитатель)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Любовь Анатольевна!
Воспитатель. : Каждое утро начинается с зарядки! Предлагаю вам встать в круг, немного разомнёмся! (Зарядка)
(Пока дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол)
Воспитатель: Дети, у нас сейчас завтрак, что нам надо сделать?
Ребё нок: Перед едой необходимо помыть руки! (Дети с воспитателем идут мыть руки, на Лизу Б. одевает воспитатель фартук).
Мл. воспитатель: Ребята, проходите за стол!
(Дети садятся за столы)
Воспитатель. : Приятного аппетита!
Дети: Спасибо!
Воспитатель. : Когда я ем – я глух и нем (Дети выполняют ролевые действия за столом)
Покушали?
Дети: Да! Спасибо!
Воспитатель. : Лиза поможет убрать младшему воспитателю (по имени отчеству, а Максим нам расскажет считалку!
(Лиза убирает со стола и ставит подносы с пластилином и светофором на каждого ребёнка. (Дети считают в кругу с воспитателем) Раздаётся звонок на занятие.
Воспитатель. : Проходим за столы на занятие. Ребята, я вам загадаю загадку и вы узнаете, кто у нас в гостях!
Объяснит без напряженья
Детям правила движенья.
Помогает с давних пор
Детям, друг наш… (Светофор)
А вот и он!
Светофор: Здравствуйте, ребята! Предлагаю меня нарисовать пластилином, но сначала я о себе расскажу:
«Слушай и запоминай
И всегда их соблюдай.
Загорелся КРАСНЫЙ свет,
Стой, малыш, прохода нет.
ЖЕЛТЫЙ свет смотри горит
Приготовься говорит.
А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ
Проходи мой друг ученый.
Помни правила движенья
Как таблицу умноженья!»
Возьмите листочки и начинаем работать!
(Дети рисуют пластилином светофор)
В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке быстрым ходом идёт работа!
Строитель1 - Мы с рабочими строим дом
Строитель 2 - Высокий дом
Строитель 3 - Пусть поселится дружба в нём!
(Воспитатель - ребёнок и Светофор вывешивают работы детей на доску)
Мама: Дети, пора в театр!
Мама: Любовь Анатольевна, сегодня в театре показывают пальчиковый театр «Колобок». Приходите!
Воспитатель. : Постараюсь придти!
(Дети говорят до свидание и уходят. Они встречаются с бабушкой и папой в театре.)
(Все идут в театр, покупают билеты в кассе, рассаживаются)
Ребё нок: Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок» ,
(Дети обыгрывают сказку за столом)
На этом день в семье Ивановых заканчивается.
Заключение
Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Поэтому педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому через сюжетно - ролевую игру "Семья", которая включает в себя интегрированную деятельность.
Я убеждена, что сюжетно- ролевые игры с детьми в ДОУ дают положительные результаты.
В процессе подготовки к сюжетно- ролевой игре “ Семья” я смогла заинтересовать родителей и их детей к совместной деятельности.
Поэтому данная разработка сюжетно- ролевой игры "Семья" может быть рекомендована как воспитателям ДОУ, так и родителям, так как является необходимым звеном усвоения общественного опыта.
Список использованной литературы
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 2011.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2009.
3. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2011.
4. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 20011.
5. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М.
7. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 2000.
8. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001.
9. Купина Н. А, Богуславская Н. Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 2002. - 176 с.
5. Список рекомендуемой литературы
1. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2011.
2. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в
3. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2009– 96 с.
4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
5. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника». //Д/в - №7 – 2005.
6. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в № 5 –2012.
7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 2015.
8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 2014. – с. 143.
Приложение
Утро в семье Ивановых.
Мама ведёт детей в детский сад, а сама - на работу. Она - младший воспитатель.
Папа – строитель.
В детском саду дети с воспитателем утром делают зарядку.
А бабушка дома готовит, занимается уборкой.
Дети делают зарядку, младший воспитатель накрывает на стол.
Помыв руки, дети завтракают.
На занятие к детям приходит Светофор.
У детей – занятие, а младший воспитатель моет посуду.
В детском саду дети занимаются, играют, а на стройке полным ходом идёт работа.
Сегодня короткий день, семья идёт в театр.
В театре папа покупает билеты.
Представляем вашему вниманию пальчиковый театр «Колобок».
Все смотрят театр и подпевают песню колобка.
На этом день в семье Ивановых заканчивается.