Юлия Елохина
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей (4-5 лет).
В начале учебного года наша группа из младшего дошкольного возраста перешла в средний, поэтому диагностика уровня сформированности игровых навыков (см. приложение 2) была особо необходима. Проанализировав результаты диагностики, пришла к таким выводам:
1. Отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом.
2. Действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем)
Публикация «Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
3. Роль называлась не всегда и определялась игровыми действиями.
4. Игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление)
5. Самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств, и т. д.)
6. Отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
7. Правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
Исходя из данных выводов, возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста мною было разработано перспективное планирование сюжетно – ролевых игр (приложение 1, которое распланировано по месяцам и на весь учебный год.
Работа по обучению сюжетно – ролевым играм началась с самого простого, близкого и понятного для детей сюжета – семья. В начале работы сюжет игры был простой, состоящий из 2-3 ролей (мама, дочка, папа) и выполнялись однотипные действия, например, мама кормит дочку. В ходе обучения игры в семью, у нас начали появляться новые роли (Дядя, тетя, собачка, кошка и т. д), расширился спектр функций и обязанностей героев игры. Исходя из новых функций и обязанностей героев игры, появилась необходимость добавления в игру новых сюжетов – магазин, автобус, больница, парикмахерская.
При обучении сюжетно- ролевым играм, мною был составлен план работы и обучения детей игре. Работа начинается с подготовки, а именно с рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы, бесед, выявления знаний детей по данному сюжету. Для дальнейшего расширения опыта и знаний детей, создавались новые атрибуты к играм, костюмы. Проводились экскурсии, проигрывались проблемные ситуации. Параллельно велась работа и с родителями, часть функций была возложена на них (беседы, объяснения, показ, экскурсии, чтение литературы). Постепенно сюжет игр усложнялся, добавлялись новые роли, проигрывались все новые и новые жизненные сюжеты.
Итогом работы было тематическое родительское собрание и показ сюжетно-ролевой игры «Поликлиника». В ходе игры, хотелось бы отметить, что дети самостоятельно распределили роли, выбрали соответствующие атрибуты к своей роли и вели диалог. Так же к нашей игре были вовлечены родители. Родители внесли свои игровые моменты, с которыми дети с легкостью справлялись.
На самом родительском собрании была предоставлена информация о сюжетно-ролевых играх и влиянии их на развитие детей. В ходе собрания был проведен опрос о совместной игре родителей и детей дома. Порадовало, что родители часто играют с детьми в сюжетные игры, активно участвуют в их задумках.
Для лучшего закрепления полученной информации, родителям было предложено поиграть. Родителей мы разделили на три подгруппы и каждой подгруппе мы обозначали сюжет игры (магазин, семья, автобус). Родители самостоятельно выбрали атрибуты, создавали игровое пространство, придумывали диалоги. Хотелось бы отметить, что родители с удовольствием играли. Игра вызвала бурю положительных эмоций. Итогом игры стало осознание родителями важности сюжетных игр для детей для их полноценного развития и социализации.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Экскурсия в медицинский кабинет (наблюдение за работой врача).
2. Экскурсия в поликлинику (уточнить, что все врачи ведут прием с медсестрой, какими инструментами пользуются врачи).
3. Рассказ воспитателя о том, какие кабинеты есть в больнице и как зовут в них врача (хирург, окулист, рентгенолог).
4. Экскурсия в аптеку (наблюдение за отпуском лекарства, некоторые лекарства продают только по рецепту врача).
5. Наблюдение за работой массажиста.
6. Наблюдение за работой медсестры по лечебной физкультуре.
7. Наблюдение за работой физкультурного руководителя.
8. Обновить атрибуты для игры.
9. Рассматривание иллюстраций из книг и картин о работе врачей.
10. Индивидуальные беседы.
11. Показ детям игры «Скорая помощь» :
– показ игровых действий воспитателем,
– напоминание и вопросы к детям,
– поощрение правильных поступков детей во время игры.
12. Игра «Врача вызывали» :
– обращение к личному опыту,
– использование новых атрибутов в игре.
13. Игра «У тебя заболел зуб» :
– знакомство с атрибутами зубного техника,
– проследить за разговором врача и пациента.
14. Игра «На приеме у врача».
15. Игра «Аптека» : проследить, как используются знания, полученные на экскурсии.
16. Игры с использованием ситуаций:
– если твой друг поцарапался,
– твой брат порезал пальчик,
– если у тебя поднялась температура,
– что делать, если укусила пчела,
– в нашей группе больной,
– зайчик заболел.
Художественная литература
1. Чтение «Айболит» К. Чуковского.
2. Житков «Обвал».
3. И. Туршинин «Человек заболел»
4. С. Маршак «Ледяной остров»
Сюжетно-ролевая игра «Ателье. Прачечная.»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Предложить детям сходить в ателье (знакомство с организацией)
2. Занятие - «Магазин тканей» (совершенствовать навыки речевого общения, обогащать обязанности работника отдела раскроя одежды в магазине «Ткани»)
3. Занятие - составление рассказов на тему «Одежда» (учить составлять
описание одежды, пользуясь планом, поощрять попытку доводить до конца роль, взятую на себя, развивать воображение)
4. Встреча с работником ателье (дать детям знания о труде работников ателье, помощниках - машинах, о слаженности в работе сотрудников
5. Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Выставка кукольной одежды» (уточнить представление о работе закройщика и приемщика, обогащать навыки общения, воспитывать умение составлять описательные рассказы, задавать вопросы)
6. Занятие «Ознакомление со свойствами ткани». Дидактическая игра «Ателье» (Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия и свойства тканей, учить подбирать ткань для одежды разных видов, различать и правильно называть детям одежду).
7. Игра «Ателье» :
– знакомство с работниками ателье (заведующая, приемщик, закройщик, швея, заказчик, вышивальщица,
– какие материалы продаются в ателье (шерсть, хлопок, бархат, шелк,
вельвет и т. д. ,
– показ приема заказчика,
– как делать выкройку,
– как снимать мерки,
– как раскраивать материал,
– швея за работой (умение работать с иголкой,
– учись пришивать пуговицу.
8. Занятие «Завяжу узелок и буду шить» (выполнение различных швов).
9. Работа с бисером (вышивание).
10. Игра «Учусь вышивать» (выполнение узора с помощью цветных ниток).
11. Игра «Мы модельеры» (вырезание кукол и одежды для них).
12. Разучить стихотворение «Ты портной, такой умелый, сшей для кукол фартук белый. Я сама бы сшить могла, но пока еще мала».
13. Конкурс «Мода в детском саду».
14. Игры с созданием ситуаций:
– у тебя порвалось платье,
– тебя пригласила подруга поиграть в куклы, а у куклы нет нового платья,
– что было бы, если у человека не было бы одежды.
Художественная литература
Иголка с ниткой
Знакомство с загадками: например,
1) Держится подружка за мое за ушко,
Стежкою одною век бежит за мною. (О. Тарнопольская)
2) Маленького роста я, тонкая и острая
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (А. Рождественская).
Сюжетно-ролевая игра «Водители и пассажиры»
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
1. Экскурсия по улицам города (знакомить с грузовым и легковым транспортом, с марками машин)
2. Экскурсия к автобусной остановке (наблюдение за работой шофера).
3. Экскурсия к автостоянке машин (наблюдение за парковкой машин)
4. Экскурсия к кухне (наблюдение за машиной «Продукты»)
5. Беседа о транспорте и труде водителя. Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить активный словарь за счет названий автомашин, уточнить представление дошкольников и грузовом и пассажирском транспорте, о труде водителя)
6. Беседа о транспорте, труде шофера. Уточнить и обогатить представления детей о грузовом и пассажирском транспорте, активизировать в речи соответствующие слова, продолжать учить объединять предметы в пары по материалу, из которого вещи изготовлены по цвету.
7. Беседа о транспорте. Уточнить и обогатить представление о транспорте, подчеркнуть общественную значимость труда шофера, водителя, механика, закрепить представление о грузовом и пассажирском транспорте. Учить подбирать родственные слова к словам груз, такси, пассажир, автобус.
8. Игра «Такси» - учить детей обращаться вежливо с пассажирами.
9. Конкурс загадок «Угадай машину»
10. Помощь воспитателю в изготовлении машин для игры «Улицы нашего города».
11. Конкурс машин. (Назвать марку машины, к какому виду транспорта она относится, какую работу выполняет).
12. Рисование «Я и дорога», «Машины города».
13. Коллективные строительные игры с деревянным конструктором «Постройка гаража».
14. Рассматривание иллюстраций из художественных книг.
15. Прослушивание песен «Песенка шофера», «Шофер» Г. Фрида, «Машина».
16. Закрепить правила в подвижных играх «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый».
17. Аппликация «Твоя любимая машина».
18. Показ игры «Автобус» с использованием ситуаций «А как поступили бы вы?» :
– автобус останавливается на остановке,
– шофер, пассажиры взаимно вежливы,
– шофер объявил остановку,
– в автобус вошла женщина с ребенком.
22. Игры с созданием ситуаций:
– что будет, если на ходу выпрыгнут из автобуса,
– у шофера сломалась машина,
– в автобусе кончился бензин,
– тебе наступили на ногу,
– ты толкнул человека.
23. Занятие. Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Выставка машин» Учить детей составлять рассказы - описание различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них, обогащать словами, необходимыми для общения с окружающими, учить держаться в соответствии с ролью, взятой на себя в игре.
Художественная литература
– Как ребята переходили улицу
– Машины на нашей улице
– «Автомобиль» Н. Носов.
– «Трамвай и его семья» (три сигнала светофора)
– Отрывок из книги «Кем быть»
– «Светофор»
– «Мамин троллейбус»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
1. Игры: «Идем в театр», «Магазин», «Больница», «Салон красоты».
2. Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
3. Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
4. Инсценировки «Три мамы», «Сказка для папочки». Строительные игры «Мебель для дома».
5. Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя». Знакомство с профессиями родителей. Обучать счёту до пяти. Закреплять знания времени суток. Дидактические игры на классификацию (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
6. Конструирование и ручной труд: «Дом, в котором мы живём», «Мебель», «Цветы».
7. Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Сказочка про папу», высказывания детей на тему «Что такое семья?».
8. Чтение художественной литературы на тему: «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка». Пословицы и поговорки о семье. Беседы на тему «Кем работают мои родители».
9. Рисование на темы «Моя семья», «Портрет семьи».
10. Аппликация на тему «Консервирование овощей».
11. Декоративная лепка «Угощение ко Дню рождения»
12. Изготовление подарков для пап ко Дню защитника Отечества и для мам к 8 марта.
13. Рассказы воспитателей о здоровом образе жизни. Проведение ежедневной утренней гимнастики. Физ. Упражнения и игры «Помоги маме принести продукты из магазина», «Быстро накрой на стол», «Найди свой домик».
14. Взаимодействие с родителями: Рассказы родителей о своей профессии. Выпуск стенгазеты ко дню 8 марта, 23 февраля, ко Дню матери. Мир семейных традиций: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток. Альбом детско-родительских рисунков «Я и моя семья» Составление семейного альбома.
Сюжетно ролевая игра «Магазин»
1. Изготовление атрибутов
- привлечение родителей (накидки для продавцов, чепчики)
- с детьми кошельки из бумаги,
-лепка из соленого теста хлебобулочные и кондитерские изделия и монеты;
- лепка из пластилина муляжей фруктов и овощей,
-вывески и денежные купюры из бумаги
2. Сбор:
- коробочек из-под чая, конфет.
-маленьких баночек от готовых продуктов (йогурт, творожки)
3. Рассматривание альбома «Продукты питания»,
4. Беседа о работе продавца; о магазинах; какие отделы есть в магазине,
о полезных и вредных продуктах.
5. Экскурсия в магазин (с родителями)
6. Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел»
7. Беседа: «Овощи и фрукты на нашем столе»,
8. Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».
9. Аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
10. дидактическая игра ««Из чего сделано?», «Где это можно купить?», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «На экскурсию в магазин»,
11. Разговор с детьми о правилах поведения в общественных местах;
12. Чтение художественных произведений о профессиях из серии «Кем быть?» С. Михалкова «Овощи»
13. Показать как; пользоваться кассовым аппаратом и весами, взвешивать товар, раскладывать, отсчитывать, расфасовывать и оформлять витрину,покупать товар, отсчитывать деньги,предлагать и рекламировать.
Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».
4. Экскурсия в парикмахерскую.
5. Наблюдение за работой мастера (видео)
6. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской»
7. Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.
8. Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
9. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем», «Для чего эти предметы».
Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
1. Изготовление атрибутов - Изготовление муляжей продуктов, печенья, тортов, пиццы вязанных из ниток и бросового материала.
-2. Сбор коробок из – под йогурта, молока, сыра, фантиков от конфет.
3. Изготовление меню, кулинарных книг.
- Вязанные фартуки, шапочки.
- Изготовление денег, кредитных карточек чеков из бумаги.
-Лепка конфет из пластилина.
- Аппликация пиццы.
- Беседы на тему «Назначение различных Кафе»; «Кто работает в Кафе»;
- Рассматривание иллюстраций разных Кафе,
- Чтение художественной литературы:
«Федорино горе»,
«Вини-пух и все, все, все…
«Муха –Цокотуха»…
Дидактические игры: - «Профессии»
-«Что лишнее?»
- «Кому, что нужно?»
- «Найди лишний предмет?»
- Предложить родителям с детьми понаблюдать за работой официанта в Кафе- - --Попросить родителей сделать фото-коллаж на тему «Любимое Кафе», «Любимое блюдо нашей семьи»
- Чтение стихов Г. Сапгир «Бутерброд»,
В. Кудрявцева «Ватрушки»,
Д. Половнев «Конфета»
Обучение игровым приемам
- Научить пользоваться блокнотом и ручкой.
- Застилать скатерть и сервировать стол.
- Раскладывать тарелки с муляжами продуктов на поднос и подавать на стол.
- Правильно выбирать заказанные продукты и раскладывать на тарелки.
- Объяснять посетителям правила поведения в Кафе.