Наталья Богданова
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным. ЗДОРОВЬЕ – базовая человеческая ценность, являющаяся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Среди современных детей седьмого года жизни более 40% «школьно-незрелых», что связано с ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей. Современные дети в основном испытывают «двигательный дефицит», страдают незакалённостью. Модным стало слово гиподинамия, определение которой звучит угрожающе – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%. Статичное положение приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, вызывает обменные нарушения, приводит к ожирению. В связи с этим уже с детских лет возникает необходимость становления у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, профилактику заболеваний. Что для здоровья и жизни человека является самым важным? Для обеспечения здоровья важно многое, но главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем человека. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование этих систем, основным средством которого является двигательная активность. Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности ребёнка, его всестороннего развития и воспитания. Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведёт к совершенствованию всех органов и систем – к созданию резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру крепости здоровья. Таким образом, оптимальная двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненно важных функций растущего организма. Рациональный двигательный режим, по мнению Ю. Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется детский туризм. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности. Туризм — эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека; средство расширения кругозора, познания красоты природы. Туристические прогулки, экскурсии, походы имеют ни с чем несравнимый общеоздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки на свежем воздухе в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, которое во многом и определяет меру крепости здоровья. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности. Туристические прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества детей, формируются основы здорового образа жизни. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом,движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения. Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Коллективные прогулки способствуют формированию детского сообщества, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни. Продуманная интересно организованная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в оздоровлении детей дошкольного возраста в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.
Публикация «Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Литература:
1. Бочарова. Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
2. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду : новые возможности, новые решения: учебно-метод. пос. / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.
3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении, - Москва: Педагогический университет "Первое сентября", 2005.