юлия шмелева
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
научно-практическая конференция педагогов
МБДОУ «Детский сад №49 «Радуга»
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников
Опыт работы
Автор-составитель:
Шмелева Юлия Викторовна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 49 «Радуга»
Краснобродский, 2015
Публикация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Актуальность данной проблемы широко освещается в психолого-педагогической литературе. Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, в данной работе смогут познакомиться с опытом работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
В приложениях к работе представлены: примеры пальчиковых игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста; мастер-класс для родителей и педагогов; разработки консультаций для родителей и педагогов; печатная информация для родительского уголка.
Представляю вам опыт работы по теме: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев.
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет «Движение пальцев рук, исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи шло у детей параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи», поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Поэтому в период увеличения количества детей с недостаточно развитой речью мною было принято решение, углубленно изучит влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Целью работы является создание условий для развития речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели, мною были обозначены следующие задачи:
-систематизировать игры и упражнения для развития пальцев рук;
-организовать и проводить занятия с детьми, используя игры и упражнения для тренировки пальцев с речевым сопровождением;
-развивать у детей мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;
-повысить компетентность родителей и педагогов по вопросу влияния пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Считаю, что работу по развитию пальцев рук должны осуществлять все участники образовательного процесса. Поэтому работу провожу по следующим направлениям:
-работа с воспитанниками;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
Работу с воспитанниками по развитию движений пальцев и всей кисти стараюсь проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий. Упражнения подбираю так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей практике использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизирует образ,а слово помогает чётко выполнять движения. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношения, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи,развивается речевой слух. В своей работе использую основные принципы дидактики от простого к сложному.
Все занятия провожу в игровой форме,поэтому они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Начинаю и заканчиваю занятия простейшими приё мами массажа:поглаживание,растирание,сжимание и разжимание кулачков лёгкое потряхивание кисти. А также развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами:семена,косточки, крупа. Выкладывание и рисование любых узоров -серьёзное занятие. В работе с воспитанниками применяю игры с бросовым материалом, пластмассовыми пробками, круглыми расческами, зубными щетками, песком, резиновыми шариками т. д. Данные занятия требует от детей усидчивости и терпения,развивают фантазию и самое главное развивают пальцы рук.
Перед игрой с детьми мы обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
Выполняя упражнения вместе с детьми, демонстрирую собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав две или три пальчиковые игры, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся мы оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Не ставлю перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Я никогда не принуждаю, пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание или меняя игру). Стимулирую подпевание детей, «не замечаю», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряю успехи.
Первое, что дети испытывают, встречаясь с пальчиковыми играми, – это восторг, удивление тому, что можно так замечательно играть. Потом к детям приходит осознание того, что они хотят постоянно повторять уже известные им пальчиковые игры, да и к тому же имеют огромное желание узнать всё больше и больше новых пальчиковых игр и играть в них с воспитателем, своим другом, мамой и т. д. Что же делают дети?
Они начинают просто требовать продолжения игры и при этом так входят во вкус, что, слушая новое стихотворение или уже прочитанное когда-то, дети начинают прикидывать: можно или нельзя сделать из этого стихотворного произведения пальчиковую игру. Дальше – больше. Дети не только подбирают стихи к пальчиковым играм, но и сами начинают предлагать движения для пальчиков. И это ещё не все. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки при умывании, при раздевании,при одевании.
Рассказав дома своим родителям те пальчиковые игры, что знают сами, дети просят родителей купить книжку с пальчиковыми играми в магазине. Поэтому возникла идея поделиться с родителями накопленным опытом по развитию речи с помощью пальчиковых игр. Вниманию родителей былипредложены консультации, памятки, а так же мною был проведен мастер – класс. Опыт работы с родителями был представлен на муниципальном практическом семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций Краснобродского городского округа «Социальное партнерство детского сада при организации работы с семьей в условиях реализации ФГОС».
Для педагогов детского сада мною также были разработаны консультации, проведен мастер – класс.
Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличатьсяосторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще А. Г. Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал И. Г. Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика помогает гармонизировать движения тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.