Наталия Артёмова
Система работы в детском саду «Толерантный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Термин «толерантность» для многих звучит непривычно, необычно и малопонятно. Но если заменить это определение на его синоним в русском языке «терпимость», то окажется, что слово это обозначает именно русские черты характера: способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Историческая справка.
Публикация «Система работы в детском саду „Толерантный мир“» размещена в разделах
На рубеже ХХIII- ХIХ веков во Франции жил Шарль Морис де Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях,сохранял свои собственные принципы. С именем этого человека связано понятие «толерантность».
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Новизна данного направления в работе с детьми дошкольного возраста заключается в новом подходе к формированию у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Проект ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на следующих принципах ФГОС:
• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Задача нашего детского сада нами видится в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности : ненасилия, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.
В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому мы пришли к выводу, что необходима определенная система в реализации задач по формированию у дошкольников толерантности, которая позволит сформировать у дошкольников готовность к толерантному взаимодействию с окружающими на основе представлений о разнообразии людей и культур на земле.
Целью разработанной нами системы является формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы :
• формировать положительй опыт общения в многонациональной социальной среде;
• развивать детские представления о культурном многообразии народов;
• развивать чувство этнической принадлежности;
• способствовать творческим проявлениям детей;
• воспитывать интерес к родной национальной культуре;
• воспитывать интерес, желание узнать о культуре других народов;
• воспитывать любовь к своему Отечеству.
Система работы отражает основные содержательные линии, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения. Развитие детских представлений идет не столько за счет увеличения объема информации, сколько за счет большей включенности детей в познавательный процесс, за счет развития познавательных способностей, использования практических методов и приемов.
Работа с детьми проводится с октября по апрель.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие детей, педагогов и родителей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Выстраивая систему своей работы по воспитанию толерантных отношений нужно помнить, что от единичных мероприятий, приуроченных к всемирному дню толерантности проку мало. Необходимо делать акцент на этой теме постоянно и регулярно. Это не сложно, ведь большая часть проводимых в детском саду мероприятий чаще всего так или иначе связана с межнациональными, внутрисемейными отношениями и взаимоотношениями с окружающим миром.
Методы и формы работы
Формы нашей работы рассчитаны на детей разного возраста. Воспитатель, исходя из возможностей и обстоятельств, пользуется данными рекомендациями по формированию толерантного отношения к окружающему миру.
Планирование работы с детьми по данной системе представляет реализацию программных задач через познавательную, продуктивную, музыкальную, театрализованную, игровую, проектную деятельность, используя разнообразные формы работы в ходе которых закладываются основы толерантности у дошкольников :
• НОД– совместная деятельность педагога и детей по формированию у них основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность межличностного общения, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств.
• беседы– углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам малыша.
• наблюдения– особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста; наблюдение имеет свое содержание, свою цель; цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных представлений об окружающем.
• игра– как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Детям предлагаются игры и упражнения, направленные на:
- развитие навыков общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
• психогимнастика, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый – грустный»);
• этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми («Подарок», на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
• изодеятельность, задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка («Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»);
• использование художественного слова – стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;
• использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
• слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
• проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (“Масленица, “Рождество”);
• театрализованная деятельность дошкольников – драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
• знакомство детей с традициями народов разных стран (празднование Нового Года и других праздников в разных странах);
• игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
• словотворчество (сочинение сказок и историй самими детьми);
• экскурсии (посещение детской библиотеки, музея).
Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Включение в образовательный процесс данной системы работы с детьми в детском саду потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.
Очень важно в детском саду наполнить пространство «толерантной» атрибутикой. Красочно оформленные плакаты, детские рисунки; профессионально составленная выставка-просмотр книг; цитаты и высказывания об искусстве жить в мире непохожих на тебя людей.
Таким образом, деятельность с детьми по разработанной нами системе обеспечивает формирование умения детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе коммуникативного общения. Дети любознательны, они способны устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, учатся комбинировать знания, полученные из разных источников и использовать их в различных видах деятельности. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Все это позволит ему использовать полученные сведения в коммуникативном взаимодействии с окружающими с целью обеспечения безопасности в общении.