Альмира Фаррахова
Методическая разработка НОД «Ребенок и окружающий мир» по теме: «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фаррахова Альмира Хуснулловна. Воспитатель. «ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО, Тюменская область.
1. Методическая разработка непосредственно – образовательной деятельности
«Ребенок и окружающий мир»
по теме : «Воздух - невидимка»
Аннотация
Непосредственно образовательная деятельность (далее – НОД) по теме «Воздух – невидимка» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всего НОД, повышает их познавательную активность, что облегчает процесс усвоения детьми программного материала. В непосредственно-образовательной деятельности ставятся задачи: систематизировать и расширять знания детей о воздухе, о роли его в окружающем мире и помочь детям способом исследовательской деятельности узнать некоторые свойства воздуха, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Публикация «Методическая разработка НОД „Ребенок и окружающий мир“ по теме: „Воздух — невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Содержание методической разработки предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Актуальность
Практика показывает, что у многих детей снижена мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальным становится необходимость в содержании образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Поисково-исследовательская деятельность, как один из элементов познавательной деятельности, помогает поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, способствует развитию восприятия, мышления, а главное – развитию речи, стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Познавательная активность реализуется в деятельности. Поэтому важно создать условия и развивать поисково-исследовательскую деятельность с детьми.
Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности
Цель НОД: углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Образовательные задачи:
Дать основы знаний о природной стихии – воздухе. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.
Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.
Методы и приемы : Беседа, рассказ персонажей и воспитателя, игры-исследования, подвижная игра «Самолеты», игра с бумажными самолетиками.
Развивающая среда – «Мини-лаборатория» : Воздушные шары, банка с водой, стаканчик с водой и соломинка на каждого ребенка, трубочка для выдувания мыльных пузырей, бумажные самолетики, изготовленные заранее.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте посмотрим!
(Открывают дверь и видят, что там спорят Незнайка и Знайка)
Воспитатель. Здравствуйте! Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите, Знайка?
Знайка. Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже не видел воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете?
Ребята. Ответы детей. (Я тоже не вижу воздух)
Воспитатель. Ребята, кто согласен с Незнайкой и думает, что воздуха нет, встаньте рядом с ним, а кто согласен с Знайкой – рядом с ним.
Незнайка. (обращается к Знайке). Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Знайка. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Воспитатель. Чтобы доказать, что вокруг нас есть воздух, нужно перейти в нашу лабораторию и делать опыты. (Переходят в лабораторию)
(В лаборатории дети занимают места, где приготовлено все оборудование для опытов)
Знайка. (Берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их).
Незнайка. Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет.
Знайка. (Загадочно улыбается). Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.
Воспитатель. Возьмите каждый свой стакан и, держа его вертикально вверх дном, медленно опускайте в воду. Но стакан следует держать точно вертикально. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Ребята. (Пытаются ответить на вопрос). Потому что там что-то есть, что не пускает воду в стакан.
Воспитатель. Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.
Знайка. Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?
Ребята. (Ответы детей). В воде видны пузырьки.
Воспитатель. Откуда они взялись?
Ребята. (Ответы детей). Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет?
Ребята. (Ответы детей). Потому что воздух нельзя увидеть, он невидимый.
Воспитатель. Да, правильно. Он прозрачный и бесцветный.
Знайка. Незнайка, ты теперь убедился в существовании воздуха?
Незнайка. Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно увидеть воздух. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки).
Незнайка. Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды. (Дети выполняют)
Знайка. Молодец, Незнайка, это интересный опыт.
Незнайка. А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать. Они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей).
Знайка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Ребята, возьмите трубочки для мыльных пузырей и пустите в воздух мыльные пузыри. Что с ними происходит? (Ответы детей). А что находится внутри пузырька, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло.
Знайка. Неужели, ребята, и вы так думаете?
Ребята. (Ответы детей). Нет, в пузырях воздух.
Знайка. А что было бы, если бы внутри пузырей оказалось мыло?
Ребята. (Ответы детей). Они не смогли бы летать.
Знайка. Правильно. Потому что мыло тяжелее, чем воздух.
Незнайка. Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Знайка. А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки – отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Незнайка. Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?
Знайка. А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? ( Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)
Знайка. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? ( Ответы детей: долго не дышать невозможно).
Знайка. Правильно, без дыхания невозможна жизнь.
Воспитатель. Для дыхания воздух должен быть свежим, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру!
Незнайка. Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шарике. Он так и называется – воздушный шарик. Давайте, ребята, надуем шарики. (У каждого ребенка шар, каждый пробует надуть его).
Воспитатель. А теперь попробуйте нажать на воздушный шар : вы чувствуете, как воздух внутри сжимается. А если сильнее нажать, что произойдет с шариком?
Ребята. (Ответы детей). Он лопнет.
Воспитатель. Это сжатый воздух резко вырывается наружу.
Знайка. Ну что, Незнайка, понял, что есть воздух?
Незнайка. Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть.
Воспитатель. Спасибо вам, Знайка и Незнайка, за то, что показали нам, что воздух всегда вокруг нас. Он дает возможность жить всему живому на земле. А сейчас я приглашаю всех поиграть в подвижную игру «Самолет»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Воспитатель. Полетали самолеты и приземлились на аэродроме. (В свободном от мебели пространстве)
Воспитатель. Ребята, воздух нужен не только для дыхания, но и помогает летать птицам, самолетам. Воздух помогает им удержаться наверху. У нас есть самолетики, которые мы смастерили заранее. Сейчас мы их будем запускать и увидим, как воздух, обтекая их крылья, некоторое время удерживает их наверху. (Игры с самолетиками)
Воспитатель. Ребята, давайте скажем Знайке и Незнайке спасибо и попрощаемся с ними. (Прощаются).
Воспитатель. Ребята, вам понравилась сегодня встреча с Знайкой и Незнайкой? Почему?
Ребята. (Возможные ответы детей). Потому что они были смешные. Знайка очень много знает. С ними проделали интересные опыты.
Итог.
Воспитатель. Ребята, что вы узнали сегодня о воздухе, о его свойствах?
Ребята. (Ответы детей). Воздух есть везде. Он прозрачный, бесцветный, поэтому мы его не видим. Он нужен всему живому на земле.
Воспитатель. Теперь вы знаете, что без воздуха невозможна жизнь на планете Земля.
И нужно следить, чтобы он был всегда свежий и богатый кислородом.
Использованная литература:
1. Л. С. Выготский «Педагогическая психология». М. ,1991г.
2. В. В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». М. ,1986г.
3. Л. Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет. М. ,2000г
4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракся, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2010
5. С. Н. Николаева «Юный эколог»
6. З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»
7. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
8. Д. С. Златопольский «Удивительные превращения». Детям о секретах вещества.
Изд. Центр «Вентана-Граф», 2006 г.