Людмила Телешенко
Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в качестве важнейшего компонента процесса обучения пению.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать.
Голос ребенка – явление уникальное, обладающие самоценностью. И моя задача – уделить максимальное внимание каждому участнику хора, выявить, сохранить и развить его певческую индивидуальность в условиях пения в коллективе.
Публикация «Методическая разработка „Русская народная песня в детском саду“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Для этого я включаю в процесс обучение два взаимосвязанных направления.
Первое – это вокальная работа, то есть постановка певческого голоса. А второе – это организация певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: хоровое пение в унисон; пение группами и тембровыми подгруппами, а также включение в хор солистов.
Голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три типа: высокие, средние и низкие. Поэтому мы делим хор на три группы – в соответствии с природным типом голоса. При предварительном индивидуальном диагностировании мы выявляем особенности звучания певческого голоса каждого ребенка.
Деление детского хора на подгруппы, приводит к значительно более высоким результатам в вокальном, слуховом и общемузыкальном развитии детей.
Сначала мы занимаемся постановкой певческого голоса в пределах примарного диапазона каждого из типов голосов. Затем, после укрепления голоса, он ведется вниз и только потом – вверх. Главное, не надо торопиться расширить диапазон вообще и увеличить его верхний отрезок, это может привести к заболеванию певческого аппарата ребенка.
Руководить работой певческого аппарата надо опосредованно, по возможности на образной основе. Общим правилом для музыкального руководителя, воспитателя и родителей должно быть исключительно бережное отношение к голосу ребенка.
Известно, что детям свойственна подражательность, и, если взрослый говорит или поет громко, они тоже начинают форсировать звук, что недопустимо в связи с анатомическими особенностями певческого аппарата детей.
Негромкий серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. К его достижению мы стремимся в ходе практической деятельности. Индивидуальные и хоровые занятия мы строили в соответствии с природными типами голосов, что позволяет сохранить здоровье певческого аппарата детей и петь легко и звонко.
Больше всего в своей музыкальной деятельности люблю работать над русской народной песней. Моя любовь передалась и моим воспитанникам. Они с необычайным интересом и желанием разучивают русские на родные песни. И это не удивительно, ведь мы родились в России, мы русские люди. И любовь передается к народной песне с молоком матери.
И необходимо эту ниточку не разорвать. Для этого я все время систематизирую репертуар по народному творчеству. Работу над песней веду постоянно во всех возрастных группах детского сада.
Надо сказать, что русская народная песня очень сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласной на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение ладотональности, часто песня начинается в миноре, а заканчивается в параллельном мажоре, и наоборот. Русские песни отличаются широким диапазоном.
Дети должны слышать и чувствовать смену ладотональности и чисто модулировать из одной тональности в другую. Работая с детьми над песней, я всегда учитываю ее характерные особенности. Для себя делаю обширный анализ каждой вокально-хоровой партии. Если есть широкие скачки, то тут же продумываю прием чистого интонирования. Четко разграничиваю дыхание по фразам, слежу, чтобы дети не брали дыхание в середине слова. Продумываю гармонию модуляции, чтобы дети слышали и устойчиво переходили в новую тональность.
Большое внимание уделяю дикции, объясняю, как правильно пропевать окончания слов, особенно на слог «ся» (таких слов очень много в русских народных песнях : «уродился», «умывалася», «собиралася», «повадился», «поклонюся» «доложуся» и т. д.). Если дети не могут спеть песню в подлиннике (т. е. в данной тональности, допускаю транспонирование песни на полтона вниз. Или, наоборот, повышаю тональность на полтона, и некоторое время работаю в ней. Привыкнув петь на высокой тональности, дети чище поют в подлиннике. В работе над пением учитываю возрастные и психологические данные детей и характерные вокально-хоровые особенности, а именно: отсутствие координации между голосом и слухом; речитативное пение; ключичное, поверхностное дыхание.
Главная задача пения – чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона. Работа над вокально-хоровыми навыками и над чистотой интонации очень трудоемка, в детском саду в отличие от школы есть свои характерные методы и приемы обучения детей пению. Какими пользуюсь я? В первую очередь – собственный показ. Дошкольники не всегда могут чисто спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я все время говорю: «Пойте, как я!» И дети, действительно, после моего показа могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» прием способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоцианально-выразительному исполнению. Вот почему я никогда не позволяю себе ни на секунду расслабиться с детьми. С ними я веду себя так, словно говорю о самом главном, постоянно «ищу» их глаза. «Смотрите мне в глаза, и я смотрю вам в глаза!» - говорю детям.
Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца (до стаи журавлиной, до листочка на верхней ветке дерева, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос блестит, как елочная игрушка, звенит, как капель с крыши, тянется, как ниточка из клубка в бабушкиных руках, голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д. и т. п. И еще один момент: обязательно разучиваем песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибок и только после этого поем уже с начала до конца. Работа над пением ведется эмоционально, в быстром темпе, чтобы дети постоянно были заинтересованы, и не расслаблялись. Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование. Дети быстро заучивают песню, у них развиваются воображение, творческие, актерские способности. В инсценировании участвуют и дети со слабым музыкальным слухом. (в роли деда, старушки, молодца с балалайкой, мухи, комарика, медведя, козлика и т. д. они будут чувствовать себя уверенно) Часто поем без сопровождения, используем дирижирование. Дети хорошо чувствуют и понимают дирижерский жест.
Необходимо детей знакомить с фольклорным материалом постоянно на протяжении всего учебного года, ведь тема прославления нашего, родного, русского является главной целью в нравственно-патриотическом и эстетическом воспитании детей.
Давайте обращаться к народной музыке, как к роднику, которым питается вся музыкальная классика. Вспомним русскую пословицу «Сказка – ложь, а песня - правда». В народной песне все правдиво, искренне и просто – и мелодия, и слова. Она отшлифована тысячами талантливых народных певцов, несет в себе многолетнюю историю русского народа.