Валентина Михайлова
Методическая разработка «Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это важный этап в развитии личности: начинается приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям, миру культуры, искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, миром природы, окружающим его людям, формируется представление ребёнка о собственном «я».
Эмоционально-практический способ познания мира требует специфической формы подачи материала, учёт интересов ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Публикация «Методическая разработка „Использование музыки в процессе ознакомления детей 6–7 лет с родным городом“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Перед педагогом стоит задача воспитать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, видеть в окружающем мире необычное, удивительное, желающего изменить этот мир к лучшему, дарящего окружающему доброту, радость, красоту, а также активного члена общества.
Знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга даёт возможность ребёнку погрузиться в мир искусства, архитектуры, живописи, литературы, музыки. Дети прекрасно чувствуют загадочный и неповторимый мир города. Дошкольники обладают прекрасной эмоциональной памятью, любознательны и впечатлительны. В старшем дошкольном возрасте раскрываются творческие способности детей. Использование музыки в процессе ознакомления старших дошкольников с Санкт-Петербургом позволит сформировать у них живой интерес к нему, его облику, даст возможность создать эмоционально положительный настрой на город, ощутить себя петербуржцем.
Цель - использование музыки для формирования интереса детей 6-7 лет к родному городу посредством : музыкальных произведений для прослушивания с учётом музыкальных интересов детей; алгоритма восприятия детьми музыки при использовании её на занятиях; организации самостоятельного восприятия дошкольниками музыки.
Анализ литературы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста показал, что положительное отношение к окружающему — основа нравственных чувств личности. Развитие нравственных чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства дошкольника гораздо богаче, разнообразнее, проявляются раньше.
Содержание системы знаний по ознакомлению с городом необходимо строить по иерархическому принципу с учётом особенностей содержания этих знаний и усвоения их детьми старшего дошкольного возраста. Важно, чтобы воспитатель ставил задачи интеллектуального и эмоционального развития дошкольников при этом последние должны преобладать. Для развития любознательности, интереса, наблюдательности воспитания чувств необходимо поощрять воспитанников задавать вопросы, выражать свои впечатления, отношение.
Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников возможно при систематической и целенаправленной работе педагогов, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступного для этого возраста объёма знаний о городе, формирование у них эмоционально-положительного отношения к знаниям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в городе, стимулирования у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний.
При отборе содержания важно учитывать принципы научности, доступности и краеведческий принцип, также возрастные особенности детей, логическую последовательность подачи материала, его воспитательную ценность, интерес дошкольников к информации, возможность реализации полученных знаний в деятельности.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребёнка в детстве. Музыка — самый эмоциональный вид искусства, обладающий большими возможностями воздействия на чувства ребёнка, которые могут быть использованы в воспитательных целях. Она обогащает восприятие ребёнком других видов искусств и событий реальной жизни, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства формируют у ребёнка представления о добре, красоте, духовных ценностях.
Рождение чувств, их понимание и соотнесение с жизнью происходят путём сопереживания образам искусства. Научившись различать настроения и их смену в музыке, ребёнок пополняет свои представления о чувствах человека в реальной жизни. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием воображения, творчества, способствует общему развитию ребёнка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса у старших дошкольников показал, что познавательный интерес — избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких учебных областей, к их содержанию, процессу деятельности. Для познавательного интереса характерно углубление в сущность познания. В процессе воспитания и обучения ребё нка он играет разнообразную роль: средства обучения, мотива отдельных учебных действий ребёнка и учения в целом, побуждает к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, также являясь устойчивой чертой личности, способствующей формированию её направленности. Интерес формируется в деятельности, в тесном взаимодействии с потребностями и другими мотивами.
Таким образом, проанализировав программы по ознакомлению старших дошкольников с Санкт-Петербургом можно сказать, что целевой компонент данных программ направлен на развитие интересов дошкольников к городу и их творческих способностей (только программа «Город мой над Невой», а диагностический выявляет знания и творческий потенциал детей. Данное несоответствие затрудняет работу педагогов-практиков. Методы, приёмы и формы работы, предложенные в программах разнообразны, современны, интересны дошкольникам и учитывают специфику возраста. Предметно-развивающая среда соответствует задачам программ и направлена на познавательное («Первые шаги», «Ознакомление с окружающим») и творческое развитие ребёнка («Город мой над Невой»). Данные программы предполагают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Музыка, представленная в программах подобрана без учёта предпочтений детей, недостаточно разнообразна, использование её не системно, часто носит фрагментальный характер. Наиболее широко она используется Алифановой Г. Т. в программе «Первые шаги», предложенные музыкальные произведения более разнообразны и подобраны к каждому занятию. Но данный музыкальный репертуар не учитывает музыкальные интересы дошкольников и является лишь фоном к занятию.
По результатам, полученным в ходе диагностики выяснилось, что:
1. особенности появления интереса у них к городу : дошкольники проявляют к городу положительное эмоциональное отношение, характер их интереса к Санкт-Петербургу разнообразен (познавательный, эстетический, развлекательный, они ассоциируют городские объекты с разнообразной музыкой, но все же доминируют детские песни. Также большинство дошкольников продемонстрировали представления о городе в продуктивной деятельности. Содержанием её были объекты, достопримечательности и символы города. Во время выполнения заданий детям нравилось общаться со взрослым, друг с другом, они с удовольствием отвечали на вопросы, выдвигали предположения, объясняли свои суждения.
Дети старшего возраста предпочитают познавательно насыщенные и художественно-творческие виды деятельности (лепка, рисование, составление ребусов, рассказывание) с целью получить новую информацию, такие виды деятельности, в которых есть элемент занимательности. Результаты продуктивной деятельности детей позволяют утверждать, что содержание представлений о городе может стать основой для разработки содержания детских игр.
2. Выявленные особенности педагогического процесса ознакомления с городом (наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии, наблюдение и анализ развивающего потенциала предметной среды, беседа с детьми в свободной деятельности, говорит о том, что проектирование педагогического процесса должно происходить с учётом возможностей детского сада, а также возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, выражающихся в постановке реальных целей, отборе занимательного содержания, использование разного рода наглядности, включение детей в разные виды деятельности.
3. В процессе наблюдения за детьми было установлено, что они по-разному осваивают материал занятия по краеведению.
4. В процессе наблюдения за дошкольниками во время занятия, насыщенного музыкой, было выявлено, что интерес детей к занятию по ознакомлению с городом повышается.
Примерные планы занятий по ознакомлению с городом с использованием музыки для детей старшего возраста.
1. «Петропавловская крепость — первое сооружение города».
Основная часть занятия:
«Песня солдата» (Г. Гладков – В. Золотников)
Цель: уточнить представления детей о строительстве Петропавловской крепости.
2. «Петропавловский собор».
Основная часть занятия:
«Песня змеи» (Ю. Антонов)
Цель: уточнить представления детей о символическом значении изображения змеи в скульптурах.
Конец занятия:
«Бьют часы на старой башне»
Цель: закрепление у детей полученных знаний.
3. «Петропавловская крепость».
В ходе всего занятия:
«Песня солдата» (Г. Гладков – В. Золотников).
Цель: отработка изученного материала.
4. «Адмиралтейство».
Начало занятия:
«Да, нужен отдых парусам» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля»
Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.
5. «Скульптуры Адмиралтейства».
Начало занятия:
«Праздник Нептуна» из м/ф «Приключение капитана Врунгеля»
Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.
Основная часть занятия:
«Белые кораблики»
Цель: отработка изучаемого материала.
6. «Зимний дворец».
Основная часть занятия:
«Живёт на свете красота» (Ю. Антонов)
Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о Зимнем дворце.
7. «Ансамбль Дворцовой площади».
Основная часть занятия:
«Пусть вечным будет мир» (Ю. Антонов)
Цель: отработка изучаемого материала.
8. «Сказочный зверинец».
Начало занятия:
«Если вы не очень боитесь Кощея»
Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.
«Песня Страхов»
Цель: сопоставить предлагаемую песню с представлениями детей о грифонах.
9. «Подводное царство».
Начало занятия:
«Если вы не очень боитесь Кощея»
Цель: подвести детей к изучению данной темы, организационный момент использования песни.
Основная часть занятия:
«Песня Водяного» из м/ф «Летучий корабль»
Цель: песенный материал непосредственно связан с изучаемым материалом.