Марина Сызранова
Методическая разработка «Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка Статья на тему "Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Публикация «Методическая разработка „Роль музыки в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных и отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
При планировании музыкального воспитания мы продумываем создание условий, используем разнообразные методы и приёмы в музыкально-игровой деятельности, организуем тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей.
В нашем ДОУ разработан целый комплекс мероприятий, способствующих воспитанию у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств (любовь к родной земле, неравнодушие к окружающим людям, забота о людях, живущих рядом, гражданской активности, развитию музыкально-художественных и творческих задатков.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
В ходе образовательной деятельности детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество.
Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танцы, игры, произведения русских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игры, музыкальные произведения, реализуемые Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство».
Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
Одной из интересных форм работы с дошкольниками являются встречи в «Музыкальной гостиной» – на них дети знакомятся с шедеврами музыкальной классики, народной и современной музыки. Знакомя детей с произведениями великих композиторов П. Чайковского, («Времена года», М. И Глинки, («Жаворонок», Д. Кабалевского, («Клоуны», Римского-Корсакова («Снегурочка») и других, мы влияем на чувства, настроения ребенка, духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания. Много положительных эмоций у дошкольников вызывают удивительные произведения Мусоргского, Шостаковича, воспевающие подвиги героев русской земли, красоту российской природы.
Патриотическая тематика в жизни нашего детского сада занимает особое место. Праздник «День Победы» близок и понятен дошкольникам, он развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, призывает любить Родину и близких.
Трогательно происходит возложение цветов к памятнику Погибшему солдату. У подножья обелиска ребята читают стихи о войне и подвиге российского народа.
Красиво и необычно проходят у нас фольклорные праздники: Масленица, праздник Леса, праздник Нептуна, праздник русской берёзки – с обрядовыми песнями, хороводами, частушками, сказками и загадками. Ребятишки украшают деревья на участке разноцветными лентами, примеряют венки, «сливаясь» с самой природой.
Детский сад решает комплексные задачи воспитания нравственности и патриотизма, чувства гражданственности и любви к своей родине, эмоционального, музыкального воспитания, развития детского творчества. И очень важно, что такая работа проходит в тесной взаимосвязи с социальными организациями города. Добрые и творческие отношения сложились у нас с сотрудниками районного Дома культуры, краеведческого музея, районной библиотеки, Центра дополнительного образования. На базе этих учреждений для детей часто проводятся познавательные мероприятия.
Родители – наши замечательные союзники. Они желанные гости и участники праздников, развлечений, вечеров, встреч, концертов («Наши Мамы лучше всех», «Наши папы удалые», «Маленький Лысковчанин»). Семейные мероприятия – очень важное средство духовно-нравственного воспитания не только детей, но и взрослых. У нас есть немало мам и пап воспитанников, владеющих музыкальными инструментами, поющих и вообще любящих музыку. Систематическая комплексная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволила создать в нашем ДОУ все условия для развития у детей позитивной системы жизненных ценностей, активной гражданской позиции, нравственных и патриотических чувств, эмоциональной отзывчивости на события в обществе, интереса к истории и культуре России, для формирования творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Литература:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2016. – 352 с.
2. Гогоберидзе А. Г., Вербенец А. М., Акулова О. В., Деркунская В. А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2016. – 400 с.
3. Куприна А. С., Бударина О. А., Маркеева О. А., Карепанова О. Н. – Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2015. – 304 с.
4. Ткачёва О. В. Сценарии праздников, развлечений и музыкальных занятий для детского сада. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.