Cелезнева Ольга
Опыт работы «Приобщение дошкольников к театрализации»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир, в кото-ром ребенок радуется играя, а играя, познает окружающее…
О. П. Радынова.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для развития детей в теат-рализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его ин-дивидуальности, творческого потенциала.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным цен-ностям, побуждает к развитию таких качеств личности, как честность, справедливость, смелость, доброжелательность, стремление совершать добрые поступки. Формирует свое собственное отношение к добру и злу, умение сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Все свои впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стара-ется подражать своему герою и получает от этого огромное наслаждение.
Публикация «Опыт работы „Приобщение дошкольников к театрализации“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка, помо-гает преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающи-еся формирования выразительности речи, умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эсте-тического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизи-руется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В дошкольном возрасте театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Герои литературных произведе-ний становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом иг-ры.
Ежегодно в нашем детском саду, в марте, проводится неделя театрализации, в кото-рой участвуют все возрастные группы. Развитие театрализованной деятельности и накоп-ление эмоционально - чувственного опыта у детей — длительный процесс, поэтому под-готовка к инсценировке произведения происходит в течение всего учебного года.
Для полноценного осуществления работы с детьми по театрализации я ставлю перед собой цель: Сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яр-кими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Чтобы навыки, полу-ченные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жиз-ни.
Для реализации поставленной цели, перед собой ставлю следующие задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театральной деятельности, создать условия для развития творческих способностей детей.
2. Развивать умение перевоплощаться, импровизировать средствами мимики, движений и интонации, брать на себя роль.
3. Учить детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, разме-щаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга
4. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами де-ятельности.
В группе оборудован центр театральной деятельности, в котором я предоставила де-тям театры различных видов : на фланелеграфе сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Путаница»; теневой театр : «Теремок», «Заюшкина избушка»; пальчи-ковый, перчаточный и Би-ба-бо, героями разных сказок и стихотворений. В зависимости от изучения литературного произведения, материал в центре театрализации периодически обновляется. Есть ширма. Вместе с детьми мы ставим мини спектакли, что дает мне воз-можность вызвать у детей интерес к понравившемуся произведению, закрепить диалоги персонажей, привить любовь к русскому языку. Мини спектакли помогают мне развивать творческое воображение детей, способствуют развитию самостоятельной игры ребенка.
При знакомстве с новым произведением, учу детей внимательно слушать, стараюсь читать или рассказывать не громко и выразительно, ведь главные условия, это эмоцио-нальное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Далее предоставляю детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, самостоятельно дать оценку персонажам произведения, если ребенок затрудняется, задаю наводящие вопросы. Чтобы помочь ребенку ярче раскрыть качества героя, предлагаю «украсить» ответ инто-нацией, движениями, голосом, характерными для персонажа. Стеснительного, не уверен-ного в себе ребенка, стараюсь приободрить, уверить, что у него все получится, стоит лишь попробовать.
Далее это произведение отображается в каждом виде образовательной деятельности и режимных моментах. На занятиях по изобразительной деятельности вместе с детьми из-готавливаем афишу для спектакля, рисуем по сказке, лепим сказку, как бы моделируя ее. На занятиях по математике можно закрепить прямой и порядковый счет: сколько героев участвует в этой сказке, какой по счету под грибок спрятался воробей и т. д.
Для того чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной дея-тельности, дети должны приобрести много навыков и умений.
Работая над дикцией ребенка, всегда использую чистоговорки, скороговорки, раз-личные игры.
Развивая наблюдательность, образное мышление, память и фантазию детей, предла-гаю закончить любую сказку или рассказ на свое усмотрение:
- что могло случиться с колобком, если бы лиса его не съела?
- что произойдет далее, если героям сказки не удалось помочь деду вытащить репку?
Для развития творческой активности и игровых умений использую средства теат-ральной выразительности : мимики, жеста, движения, интонации.
Мимикой, мы учим детей по выражению лица определять настроение человека, его внутренние чувства, а затем с помощью мимики изобразить это эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел что-то кислое, испугался, удивился и т. п.)
С помощью жестов и движений, учим детей показывать состояние или ощущение человека: жарко, холодно, усталость, боль, радость и т. д. Следующие упражнения могут включать уже несколько действий: ребенок танцует, делает зарядку, рисует, собирает букет цветов и т. д.
Чтобы добиться выразительности и естественности, работаем над интонацией. Для этого предлагаю ребенку произнести отдельные слова или предложения с различной ин-тонацией: восклицание, вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.
Так же можно использовать тренинги и упражнения, которые развивают навыки те-атрально - игровой деятельности, такие как «Расцветает цветок», «Светит солнышко», «Грустный гном», «Важный петух», «Ленивый кот» и другие.
Разыгрывая небольшие отрывки из сказки или рассказа, я предлагаю детям, исполь-зуя средства выразительности, подчеркнуть особенности какой - либо ситуации. Очень запомнился мне «дед», из сказки «Маша и медведь». Ситуация – дед должен удивиться, когда у ворот его дома, из короба, появится Машенька. Всплеснув руками, с удивлением на лице, «дед» воскликнул: глазам не верю, внученька!
При обучении детей средствам речевой выразительности, использую артикуляцион-ную гимнастику: «Лошадка», «Заводим мотор», «Чистим зубки» и т. д.
Работая над сценарием, стараюсь организовать деятельность детей так, чтобы каж-дый ребенок мог проявить себя в роли. Если главных героев по сценарию не много, то остальных детей можно задействовать в эпизодических ролях, например бабочки и жучки, которые периодически исполняют песни и танцы, деревце, речка, главное увлекательно рассказать о важности и необходимости этих персонажей.
Большое значение уделяется подбору музыкального сопровождения, дети должны слышать музыку, чувствовать ее. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соот-ветствующее пластическое решение, двигаться превращаясь в какой - либо персонаж, ме-няя походку, позы, жесты. Поэтому вся подготовительная работа идет в тесном сотрудни-честве с музыкальным руководителем: работа над сценарием, репетиции, изготовление декораций и т. д.
Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:
1. Знакомлю детей с новым произведением.
2. Провожу беседы по его содержанию (обязательно извлечь нравственный урок)
3. Пересказываем произведение по ролям.
4. Совместно с детьми обсуждаем кандидатуры на роли персонажей.
5. Работа с артистами над выразительностью речи, игровыми движениями,
интонацией, мимики.
6. Создание декораций, костюмов, бутафории, афиши, программок, билетов.
7. Индивидуальная работа по ролям с музыкальным сопровождением.
8. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
9. Генеральная репетиция в костюмах.
10. Показ для зрителей.
Поскольку воспитательный процесс подразумевает совместную работу воспитателя и родителей, в родительском уголке размещаю папки - передвижки с консультациями по изучению художественной литературы, советы и рекомендации. Для развития у детей па-мяти, мышления, выразительности речи, подбираю интересные по содержанию игры и упражнения. Все костюмерные работы для спектакля продумывают и готовят родители.
Подводя итог своей работы, могу сказать, что у детей повысился интерес к литерату-ре, народным сказкам, фольклору. Усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, а также ее выразительность, пополнился словарный запас. Дети с большим удоволь-ствием отображают литературных героев в изобразительной, свободной игровой деятель-ности, стали более активными и раскрепощенными. Повысился интерес к театрализован-ной игре, ребята могут самостоятельно организовать небольшую игру - инсценировку и продемонстрировать ее сверстникам.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.
2. Балакирева Т. Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1
3. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. – Москва: ACT Астрель, 2005.
4. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрали-зованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972
5. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Уч. метод. пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
6. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой, 1989.
7. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети». – Москва: АРКТИ, 2004.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Про-свещение: ВЛАДОС, 1995.
9. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва: ВЛАДОС,
10. Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4