Евдокия Шевцова
Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 105 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности
Шевцова Евдокия Валентиновна
музыкальный руководитель ГБДОУ
детский сад № 105 Адмиралтейского района СПб
Публикация «Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности» размещена в разделах
Санкт-Петербург
2018
Содержание:
I. Введение. Значение дошкольного возраста для формирования музыкальных способностей ребенка.
II. Основная часть. Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
«Если дружат музыка и дети,
Ничего прекрасней нет на свете!»
М. С. Пляцковский.
Мир музыки — эмоциональная сфера психики человека. Самые гуманные чувства — сочувствие в горе, переживание печали, торжества победы, светлой радости — музыка вызывает легко и непосредственно своим звучанием и тем самым эмоционально воспитывает человека, подготавливая его к реальным переживаниям, формирует чувства и нравственные качества будущего гражданина.
Перед каждым человеком постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и, вместе с тем, практическая возможность их удовлетворения оказывается зависимой от наличия способностей и умений. Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной.
Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода, обучаемость в области музыки.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Музыкальность напрямую не зависит от сенсорных способностей, например, от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности.
К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки.
Мажор и минор – главные лады, основа европейской музыки. Ознакомить детей с этими одними из главных понятий музыкальной науки, центральными понятиями в учении о гармонии, научить детей определять ладовую окраску музыки поможет цикл занятий под условным названием «Весело-грустно».
Познакомить дошколят с ладами помогут игрушки-самоделки Мажор и Минор.
Для их изготовления на кегли разных цветов ( например: красную и зеленую) закрепляются рисунки головок с выражением эмоций радости и грусти.
В начале занятия музыкальный руководитель представляет игрушки: «К вам в гости пришли два брата. Как вам кажется, они похожи друг на друга?»
Дети дают ответы. Музыкальный руководитель продолжает знакомство: «Этого мальчика зовут Мажор, а этого – Минор. Они хотят подружиться с Вами и приглашают к себе в гости. Живут братья в домике, который называется Нотный стан». Демонстрируя на плакате нотный стан, музыкальный руководитель объясняет, в каком порядке нужно считать линейки, и сообщает, что поднимаясь по ним, как по ступенькам, мы услышим звуки и проигрывает восходящий мажорный звукоряд: «По этой лесенке мы попадем в домик Мажора».
Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют мажорный звукоряд с аккомпанементов (детям это очень нравится) на любой слог.
Затем исполняется минорный звукоряд и дети «отправляются в гости» к Минору, подпевая под аккордовый аккомпанемент музыкальному руководителю.
Проводится беседа о характере «лесенок», о настроении «братиков».
Мажор и Минор приглашают заходить в гости почаще. Дети «спускаются» по лестницам вниз, пропевая мажорный и минорный звукоряд вниз.
Затем музыкальный руководитель предлагает проверить, запомнили ли дети дорогу к братьям. Дети исполняют мажорный и минорный звукоряд вверх-вниз под аккомпанемент самостоятельно.
На последующих занятиях детей спрашивают, к кому из братьев они хотят отправиться в гости.
«Поднявшись» по соответствующей лесенке, дети «звонят в звоночек» - пропевают мажорное или минорное трезвучие (I – III – V – III - I).
Хозяин домика знакомит детей со своими друзьями ( например: птичкой, цветком и т. п.) или дарит детям какую-либо вещь ( например: книгу с закладкой на нужной странице). Затем следует исполнение музыкальным руководителем или прослушивание фонограммы песни или пьесы соответствующей хозяину домика ладовой окраски. Например: в домике Мажора дети слушают песню «Три синички» (н. п., шуточную песню «Почему медведь зимой спит» (сл. А. Коваленкова муз. Л. Книппера, «Подснежник» (П. И. Чайковский, в домике Минора - «Птичка» (сл. Э. Эльген в обр. П. Чайковского, «Страшная сказка» ( автор не известен: «Слушай, начну повесть одну…», «Колокольчики мои» (сл. А. К. Толстого, муз. П. П. Булахова). Вышеперечисленные песни можно найти в приложении.
Дети обсуждают характер прослушанного произведения, определяют ладовое направление. По желанию детей песня (или ее фрагмент) разучивается. Если музыка подходит для танца, детям предлагается исполнить танцевальную импровизацию. Если при прослушивании музыки в воображении детей возникает яркий образ (о чем они рассказывают при обсуждении пьесы, дети получают задание сделать зарисовки дома или в свободной деятельности.
Для прослушивания разнохарактерной музыки важно выбрать произведения, восприятие которых соответствует возрастным возможностям ребенка.
Инструментальную музыку можно подобрать в зависимости от времени года, наличия ярких выразительных игрушек (грустный клоун, улыбающееся солнышко, жанровых картинок (ярмарка, щенок под дождем).
Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым).
Оно развивается в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Так как ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться и во время пения, в процессе чего дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируя слухом правильность интонации.
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувства красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает своё достоинство».
Б. В. Асафьев.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1968.
2. Тарасов Г. С. О психологии искусства. - Вопр. Психол. -1992.-№ 1-2.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. Т. 1. – М. : Педагогика, 2001.
Приложение к методической разработке
Птичка
сл. Э. Эльген
обр. П. Чайковского (ноты https://www.notarhiv.ru)
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет, -
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет:
Солнышко взойдет, зайдет -
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.
Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет,
Птичка-душенька устанет,
Спит и петь перестает.
Но чуть утро - птичка снова
Песню звонко заведет;
Весела, сыта, здорова
И поет себе, поет.
Три синички
Народная песня (ноты https://www.notarhiv.ru)
Три синички танцевали,
На лугу траву помяли.
А корова: "Му-му-му,
Эту травку не возьму!
Вы, синички, чем хотите,
За траву мне заплатите,
Заплатите за траву,
А не то я зареву!"
Вот несут синички плату.
Угадайте что, ребята?
Хвостик заячий нашли
И корове принесли.
Страшная сказка
Автор неизвестен.
Слушай, начну повесть одну,
Все это вправду было!
Только давно, не мудрено,
Может и что позабыла. (2 раза)
Помнится мне: в дальней стране,
В замке средь темного леса
Жили втроем, дружно ладком
Паж, и король, и принцесса. (2 раза)
Прожили год, тихо, и вот -
В замке случилась пропажа!
Там на заре, в темной норе
Мыши загрызли пажа. (2 раза)
Дня через два, утром,едва,
В замке пропели мессу,
Жадный петух съел, во весь дух,
И короля и принцессу. (2 раза)
Грустный рассказ кончу сейчас-
Плакать совсем еще рано:
Слезы утри, были все три
Сделаны из марципана! (2 раза)
Почему медведь домой спит.
сл. А. Г. Коваленкова муз. Л. К. Книппера (ноты https://www.notarhiv.ru)
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.