Елена Галочкина
Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление – презентация на тему: «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду»
Слайд 1 Здравствуйте! Я, Галочкина Елена Александровна, музыкальный руководитель детского сада № 4 «Колокольчик». Вот уже на протяжении 20 лет учу детей чистому интонированию певческих навыков, воспитываю интерес к музыке и развиваю в них ритмический слух.
Публикация «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Слайд 2 Актуальность
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире. Ребёнок, находясь в утробе матери, слушает её песни, слышит разговор, стук и ритм сердца. А значит, ещё до рождения малыш живет в определенном ритме. Ритм упорядочивает время и пространство. Человек, если он собьется с ритма, потеряется, ритм помогает выполнять человеку свои функциональные обязанности.
Слайд 3 Что же такое ритм?
В переводе с греческого «ритм» – соразмерность, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков.
Чувство ритма – это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, польку от колыбельной. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.
Слайд 4 Значение развития чувства ритма дошкольников:
-способствует общему развитию;
- развивает умственные способностей, психические процессы (мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии,
-развивает мелкую моторику, двигательную реакцию.
Слайд 5 Развивая чувство ритма, я ставлю перед собой следующие задачи:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;
- развивать творческие способности.
Слайд 6 Чувства ритма развиваю во всех видах музыкальной деятельности. Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть.
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через:
Слайд 7
- движение – музицирование со звучащими жестами,
- речь – речевое музицирование(«Прохлопываем слова», «Прохлопываем песенки»)
- музицирование с инструментами. («Играем в эхо», «Изображаем ритм»)
Слайд 8 Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, притопы, шлепки, щелчки, использование природных «инструментов» - рук и ног. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Ребята с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Слайд 9 Звучащие жесты на следующем этапе «переносим» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта и т. д.
Слайд 10 Огромными развивающими возможностями обладает музицирование с инструментами. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие, учит слушать партнёра, позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Я использую словесные формы, побуждающие детей к действию:
-«поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);
-«сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);
-«будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;
-«подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;
-«попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;
-«поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;
-«сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на фортепиано.
В процессе важна роль педагога, при том, что ведущая фраза здесь «сыграй, как ТЫ хочешь»,
Слайд 11 Речевое музицирование – важная форма работы с детьми в развитии речи и чувства ритма. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям. Материал я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Слайд 12 Работа с воспитателями
Хороших результатов по развитию чувства ритма можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Слайд 13 Работа с родителями
Идеальная ситуация, когда с ребенком занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы, консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра, разучивают песни, танцы, играют на инструментах.
Слайд 14 Литература
Представленные разработки будут полезны и воспитателям, и музыкальным руководителям.
Программа Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.
Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.
Программа «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой помогает музыкальным руководителям развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.
Слайд 15 Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. В педагогике очень распространено убеждение в том, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать развивать как можно раньше.