Надежда Солодягина
Методическая разработка «Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При марше они могут идти «не в такт», делая шаги где-то между началом одной доли и другой, хлопки и притопы – невпопад.
Публикация «Методическая разработка „Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Поэтому усвоение детьми равномерной пульсации долей в музыкальном произведении, равномерного течения времени музыки я начинаю с первого же занятия и самым доступным и эффективным способом – ходьбой под музыку, маршем.
На первых порах многие дети идут не в такт с музыкой. Поэтому я все время напоминаю детям, что при ходьбе нужно всегда внимательно слушать музыку и идти так, как она подсказывает. Добиваюсь, чтобы дети при ходьбе поднимали колени и ставили ногу четко. Это способствует более яркому восприятию музыкальных долей.
Слежу за ходьбой каждого ребенка под марш. Использую показ, связываю ходьбу под музыку разного характера с образами. «Сейчас мы пойдем, как ходят солдаты на параде», «теперь пойдем спокойно, тихо, как будто гуляем» и так далее. Идущих неправильно детей исправляю, показываю, как надо двигаться, предлагаю пройти еще раз то вместе с воспитателем или ребенком, то одному.
Вначале для занятий использую марши бодрого характера, в которых каждая музыкальная доля подчеркивается очень ясно. Затем ввожу марши спокойного характера. Одновременно начинаю вырабатывать навыки восприятия пульсаций долей в различных по характеру упражнениях, играх, плясках. Занятия начинаю с произведений, имеющих четкий ритм.
Развивая слуховую чувствительность иду от целостного восприятия музыкальных образов. Я обращаю их внимание нате или иные особенности музыки, от которых зависит определенный характер движений. Например, в маленькой сюжетной игре под песню «Мишка» (музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель) я обращаю внимание детей на неторопливый, спокойный характер музыки и глухое, низкое звучание аккордов на слова «Мишка громко зарычал». После такого объяснения дети более осмысленно согласовывают движения с музыкой. Конечно, рано говорить об эмоциональной выразительности этих движений и абсолютно точной передаче характера музыкальных произведений. Но видна заинтересованность детей, которая помогает им сосредоточить внимание на исполнении.
Много внимания уделяю, чтобы научить ребенка эмоционально откликаться на музыку. Объясняю детям при первом исполнении каждое музыкальное произведение, беседую с ними о его содержании. Процесс различия музыкальных произведений по характеру, узнавание их у детей длителен. Малыши с хорошими музыкальными данными различают характер музыки на пятом-шестом занятии, со слабыми данными – на двенадцатом.
В начале года детям в силу особенностей их нервно-психического характера еще не доступны четкие пространственные ориентировки. Ребенок не может учесть последствия своих действий. Он может выполнить, какое-либо построение лишь по показу, лишь подражая. Поэтому большая роль здесь отводится воспитателю.
Особое место отвожу показу движений - обязательным и примерным образцам в упражнениях, танцах, несюжетных и сюжетных играх. Я учу детей двигаться не автоматически, а вслушиваться в музыку.
Примерно к середине учебного года начинаю замечать, что дети стали более заинтересованно слушать музыку, начинают хорошо согласовывать движения при ходьбе с контрастными по характеру маршами (бодрый, спокойный, соблюдают дистанцию при ходьбе, довольно свободно переходят от одних движений к другим при смене контрастных музыкальных отрывков или частей музыкального произведения.
Но ни все дети, к сожалению, согласовывают движения с началом и окончанием звучания. Обычно ведущий начинает движения, а остальные дети запаздывают. Чтобы исправить этот пробел, я стала менять ведущих на каждом занятии. А чтобы дети не боялись свободного пространства – ввожу движения «врассыпную» по всему залу. Кроме того длительное время пользуюсь словесными сигналами: вперед, стой, стоп и так далее.
Повторность разучиваемого материала дает детям свободу их действиям, делает их движения более выразительными. У детей все заметнее начинает проявляться удовлетворение от слаженности своих движений с музыкой. Это выражается в их мимике, жестах, радостных возгласах, желании повторить то или иное упражнение, игру.
К концу пребывания в группе дети стали особенно хорошо реагировать движением на различную по форме и характеру музыку, вносить в образные упражнения, пляски простейшие индивидуальные оттенки исполнения, проявлять творческую активность в создание образа.
Только с накоплением опыта как жизненного, так и в области музыкального воспитания, дети начинают все более ярко проявлять себя в области музыкально-ритмических движений.