Марина Куртова
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура».
Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему : «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов.
Я продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр c предметом, способствующих развитию ритмических способностей.
Музыкально- ритмические игры с предметом являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.
Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.
• Слайд №1. Фоновая музыка №1.
Мастер -
В нашем зале музыкальном
Проживает гном забавный
Он ребят всех очень любит,
С музыкой всегда он дружит.
Гном зовётся Непоседой
У него полно секретов,
Никогда не угадаешь,
Что он делать пожелает:
Слушать музыку, плясать,
Петь иль весело играть!
Непоседа, покажись,
Всем скорее улыбнись.
• Слайд №2. (Изображение гнома + его муз. тема)
Мастер -
Поздороваться пора,
Ждём тебя уже с утра!
• Слайд №3.(Схема приветствия)
1. ЗДРАВ – СТВУЙ - ТЕ
О – о - о
2. ДОБ – РО - Е УТ - РО
О - о - о о -о
3. ПРИ - ВЕТ
о – О
Мастер предлагает прохлопать три варианта приветствия по изображенным схемам (маленький круг- короткий слог,большой круг- долгий)
• Слайд №4 (похвальный + звучание аплодисментов)
• Слайд№5 (вопросительный)
Мастер –
Гном загадку предлагает
Ну, что, ребята, отгадаем?
• Слайд №6 (текст загадки)
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен, будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон.»
Присутствующие отгадывают загадку, на экране появляется
• Слайд №7 (изображение и звучание колокольчика)
Мастер –
Колокольчики возьмём
С ними мы играть пойдём!
Мастер предлагает участникам встать в круг, одеть на запястье правой руки снежинку, прикреплённую на резинку и взять правой рукой колокольчик. Даёт установку, как нужно правильно передавать свой колокольчик, стоящему справа соседу, сопровождая словами- «колокольчик отдаём», а затем правой рукой взять с ладони левой руки новый колокольчик, сопровождая словами «а теперь опять берём». После разучивания упражнения, мастер предлагает присесть на колени и послушать фрагмент пьесы Д. Д. Шостаковича «Вальс- шутка».Мастер исполняет упражнение с колокольчиком, сопровождая свои действия словами:
- Колокольчик оживает
Как снежинка он порхает
Вверх и вниз- звенит, звенит,
А потом он замолкает
И к другому убегает!
• Слайд №8 (Изображение зимнего леса)
Мастер обращает внимание на то, что в нашей музыке есть вступление, которое мы слушаем (оно настраивает нас на исполнение в нужном характере и темпе). Затем предлагает всем встать, приготовить колокольчик для игры (взять его за колечко в правую руку) и под музыку выполнить упражнение.
*** Участники занятия исполняют под музыку музыкально-ритмическоеупражнение.
• Слайд №9 (изображение снежинки + фрагмент пьесы)
После выполнения упражнения-
• Слайд №10 (похвальный + апплодисменты)
• Слайд №11 (картинка снегопада)
Участники убирают из рук колокольчики в корзинку, мастер обращает внимание участников на экран.
• Слайд №12 (Гномик + изображение корзинки)
Мастер.
Гном наш милый Непоседа
Не даёт нам быть без дела!
Корзинка есть ещё одна
Чем наполнена она (показывает корзинку участникам)
Все участники отвечают –
Снежками!
Мастер.
Мы снежки скорей возьмём
Поиграем и споём!
Послушайте песню, а кто её знает подпевайте мне.
• Слайд №13 (Изображение текста к песне «игра в снежки)
Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день
Нам в снежки играть не лень.
- Хлоп! –Хлоп! Не зевай,
Ты от нас не убегай!
- Хлоп! –Хлоп! Не зевай,
А теперь в меня бросай!
Мастер даёт участникам установку на выполнение упражнения со снежками. Проводится пробное исполнение под пение Мастера в медленном темпе. Затем участники выполняют под музыку.
Упражнение :
• Слайд №14 (Изображение картинки «игра в снежки + песня «Игра в снежки)
• Слайд № 15 (Похвальный + апплодисменты)
• Слайд№ 16 (Гном прощается)
Мастер прощается с гномом и заканчивает мероприятие, благодарит всех участников.
• Слайд №17 (Весёлая нотка + тихим фоном музыка)
Заключительная рефлексия:
Мастер-
Вот и все, закончился коротенький урок,
Теперь пора мне подвести итог:
Наша цель: развивать и воспитывать,
И частичку души своей вкладывать.
Если дети поют и танцуют,
Музицируют или рисуют,
Значит дети счастливее стали
Им мы в этом чуть-чуть помогали.
Если дети смеются, играют,
С удовольствием зал посещают,
Значит, трудимся мы не напрасно
И профессия наша прекрасна!
Уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть на ваших лицах радость и улыбки! Значит, вам было интересно- а это главное в нашей работе с детьми. Хочу пожелать Вам огромного творческого потенциала, а что бы найти правильный путь, руководствуйтесь особенностями душевного мира ребёнка.
Спасибо за внимание!