Белозерова Лариса Николаевна
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма и музыцирования.
Задачи:
• Представить педагогам приёмы работы с детьми с помощью ритмических карточек.
• Раскрыть содержание музыкально-дидактических игр, и упражнений по развитию ритмического чувства и музицированию.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Старшая группа
- Темочки
Используемый материал: карточки с ритмическими цепочками солнышек, кукла, зайчик, медведь, птичка, искусственные деревья, музыкально-шумовые инструменты - ложки, пиктограммы с изображением эмоций.
Ожидаемый результат: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приёмов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. Л
Структура мастер-класса : л
1. Теоретическая часть: Вступительное слово по теме «Развитие чувство
ритма и музицирования у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры. Л
2. Практическая часть - занятие с педагогами с показом эффективных л
приёмов развития чувства ритма и музицирования : л
3. Рефлексия - итог мастер-класса. л
1. Теоретическая часть Л
Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме работают сердце, лёгкие,мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое музыкальный ритм? Ритм - это чередование долгих и л
коротких длительностей. Чувство ритма - это способность активно Л
переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность л
музыкального ритма и точно его воспроизводить. л
Если чувство ритма несовершенно у ребёнка слабо развита речь, она л
невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувство ритма л
способствует развитию речи, помогает более лёгкому запоминанию л
стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развивать его невозможно, так оно является врождённым. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения, музицирование на шумовых инструментах.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия : в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2. Практическая часть
Речевая игра - разминка: «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять (руки опустите вниз, встряхнуть кистями)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Ну, как, я думаю дружба нам подняла всем настроение и сразу солнышко стало светить ярче!
Посмотрите, на эти весёлые солнышки (показываю одну из карточек «Ритмическую цепочку из солнышек»). Солнышки вы видите у нас, большие и маленькие. Маленькие солнышки - это короткие звуки, а большие - длинные. Короткие звуки мы с вами прохлопаем на слоги: «Ти», а длинные на «Та» (Дети повторяют за педагогом ритмические формулы, проговаривая их). А сейчас я прошу выйти Свету и пробить на ложках вот эту ритмическую цепочку из солнышек. Ребята, а сейчас возьмите свои шумовые инструменты - ложки и вместе проиграйте этот же ритм, проговаривая слоги.
Уважаемые коллеги! На предложенных вам карточках, прошу наклеить из
этих весёлых мордашек любой ритмический рисунок.
А сейчас по желанию прошу простучать его на ложках и проговорить на слоги.
Наша сказка подошла к завершению. Прошу вас взять предложенную вам эмоцию в виде губ, которую вы испытали во время нашей игры и преподнести к своим губам. Спасибо за внимание, я надеюсь, что чувство вашего ритма всегда будет добрым и жизнерадостным.