Елена
Конспект НОД «Путешествие в страну эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствуют о его психическим состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Тип: НОД.
Форма: подгрупповая.
Цель: Систематизация знаний детей о базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, грусть).
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Образовательные:
закреплять знания детей об основных эмоциях : радость, удивление, страх, гнев, грусть;
изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;
обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции : радость, грусть, печаль, злость, удивление.
Развивающие:
развивать умение распознавать настроение других;
закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитание коммуникативных навыков;
воспитание дружелюбного отношения друг к другу;
воспитывать чувство добра, сопереживания, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»; ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Формы и методы: сказкотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, релаксация, метод стимулирования интереса к занятию – создание ситуаций занимательности, наблюдение.
Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование для презентации: ноутбук, проектор, экран; музыкальный центр с USB-входом, колонки; ноутбук; акустические колонки.
Материалы: аудиозапись: детская песня «Светлячок» ( слова: М. Пляцковский Музыка: Е. Зарицкая, звук ветра, музыка для релаксации; воздушные шары (на каждого ребенка); пиктограммы: «Радость», «Грусть», «Удивление», «Злость», «Страх»; светлячок (на каждого ребенка); грустный светлячок, веселый светлячок.
Планируемые результаты: развитие эмоциональной сферы, закрепление знаний детей о базовых эмоциях, позитивное психоэмоциональное состояние ребёнка.
Ход НОД
I этап. Организационный.
Педагог-психолог: Добрый день! Добрый день тебе сказали, добрый день ответил ты, как две ниточки связали доброты и теплоты.
Есть такая сказочная страна, в которой живут эмоции. Она так и называется страна эмоций. А какие эмоции вы знаете? Скажите можно по лицу определить, радуется человек или грустит. Все люди испытывают разные эмоции : страх, радость, грусть, гнев, удивление.
II этап. Мотивационный.
Педагог-психолог: Вы хотите отправиться в Страну эмоций? Я предлагаю отправиться на воздушных шарах. Согласны? Выбирайте себе тот шар, который вам понравился. (Психолог раздает воздушные шары).
III этап. Практический.
Педагог-психолог: Наши шары подхватил ветер. Он подхватил их и закружил в воздухе (звучит звук ветра). (Слайд 2)
Ветер утих и шары приземлили нас в Стране эмоций (слайд 3). Какие красивые дома, посмотрите какие эмоции испытывают цветочки?
Кто нас встречает? Какое чувство испытывает светлячок? Молодцы, вы правильно заметили, светлячок испытывает чувство грусти, печали. Давайте послушаем, почему он грустит. (Звучит детская песня «Светлячок» ( Слова: М. Пляцковский Музыка: Е. Зарицкая). Что мы услышали? Фонарик у светлячка волшебный. Все чувства перепутались.
А вот и мышка. Мышка вернет фонарик, если мы выполним задания, но задания будут не простые, нам нужно распознать эмоции. Если наш ответ будет правильный, то солнышко нам улыбнется. ( На столе лежат пиктограммы: страх, грусть, злость, радость, удивление).
Педагог-психолог читает отрывки из произведение.
1. Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
(Страх)
А каком чувстве говорится? Давайте эго изобразим на своем лице.
2. «Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи».
(Злость)
«Какое чувство испытывал король-Боровик?».
3. На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!
(Удивление)
Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»? Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что трехголовый кашалот играет на рояле, танцует и поет? Попрубуем изобразить чувство «Удивление».
2. Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:
«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!»
(Грусть, печаль)
Какое чувство испытывают дети?
3. То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!
(Радость)
Ребята, о какой эмоции говорится в стихотворении?
(После каждого ответа на экране появляется солнышко).
Педагог-психолог: Посмотрите солнышко вышло и нам улыбнулось. Это значит, что мы распознали все эмоциональные состояния. Посмотрите мышка вернула фонарик светлячку. Какое чувство испытывает светлячок? А, что мы скажем мышке?
Педагог-психолог: Я предлагаю вам отдохнуть. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. (Играет тихая спокойная музыка).
«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Представьте себе, что все вы – светлячки, очень красивые и весёлые. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким. Светлячки поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждого светлячка (пауза – поглаживание детей). Обдувает светлячка, ласкает светлячка … Вам легко, спокойно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы снова в волшебном лесу. Улыбнитесь своему светлячку.
Педагог-психолог: Ну, что светлячку мы помогли? Нам пора возвращаться в садик, берем наши шарики (звучит звук ветра).
IV этап. Рефлексивный.
Педагог-психолог: Вот мы с вами и в садике. Посмотрите кто на шариках? Да, светлячки, друзья нашего светлячка. Они захотели отправится с вами. Я вам открою маленький секрет, если вам станет грустно — посмотрите на своего светлячка, он обязательно подарит вам улыбку и вам станет теплее и спокойнее.
Вам понравилось наше путешествие? Что мы видели в стране эмоций?
Спасибо, ребята, с вами было интересно путешествовать, вы очень умные и весёлые. Но, к сожалению нам пора прощаться. Желаю вам сохранить ваше хорошее настроение и поделиться им с друзьями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермалаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : учеб. пособие. / М. В. Ермалаева, И. Г. Ерофеева. – М. : НАО «МОДЕ К», 2008.
2. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. /С. А. Козлова. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. /Л. И. Катаева. - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.
3. Куражева, Н. Ю., Вараева Н. В. «Цветик-мсемицветик». Программа психолога-педагогических занятий для дошкольников. – СПб. : Речь, 2014.
4. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
5. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович – М. : 1986. – 356 с.