Светлана Грибанова
Конспект занятия «Путешествие в шоколадную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности
воспитателя с детьми в старшей группе «Путешествие в шоколадную страну».
Цель: обобщать знания детей о шоколаде.
Задачи:
развивать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, используя сенсорный анализ;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в шоколадную страну“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шоколад, День шоколада
- Шоколад. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
расширить знания детей о свойствах шоколада;
активизировать в процессе совместной деятельности мыслительные операции;
формировать умение строить разного типа высказывания (повествование,
рассуждение);
воспитывать аккуратность во время проведения экспериментов;
совершенствовать способности детей обобщать знания о шоколаде;
формировать установку на здоровый образ жизни детей, через закрепление знаний о вреде и пользе шоколада;
воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим.
Методы и приемы:
наглядные: показ слайдов, рассматривание
словесные: вопросы, объяснение, поощрение, беседа
игровые: сюрпризный момент, пальчиковая игра «Шоколад», дидактическая игра
практические: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика
эксперимент,
наблюдения.
Формы и виды организации детской деятельности:
форма организации деятельности - фронтальная;
виды детской деятельности, используемые в НОД – познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об истории шоколада; рассуждает и дает адекватные объяснения на поставленные вопросы; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; выражает положительные эмоции при проведении пальчиковой игры «Шоколад»; имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий нужное условие; использует простые схематические изображения для решения несложных проблемных задач; умеет работать коллективно; владеет навыками самообслуживания; способен осуществлять взаимодействие со взрослыми и сверстниками; интересуется изобразительной детской деятельностью при конструировании салфеток.
Предварительная работа:
1. Знакомство с историей возникновения шоколада;
2. Презентация «Путешествие на кондитерскую фабрику»;
3. Чтение сказочной истории Энид Блайтон «Шоколадный кролик» перевод с английского;
4. Чтение книги Юлии Ивановой «Шоколадно-аппетитная история»; 5. Чтение Детского журнала «Крохочка» 10.01.2013 г. «Сказка про шоколадные конфеты»;
6. Чтение Елизаветы Тараховской «О том, как приехал шоколад в Моссельпром»;
7. Просмотр презентации «Шоколадная сказка»;
8. Просмотр презентации «Шоколад»;
9. Изготовление Лэтбука «Всё о шоколаде»;
10. Разучивание игры «Шоколадное рондо»;
11. Дидактическая игра «Шоколатье» Цель: Закреплять знания о профессии шоколатье;
12. Дидактическая игра «Приготовление шоколада» Цель: Закреплять знания о продуктах, которые используются для приготовления горького, молочного и белого шоколада;
13. Игра по ИЗО «Фантики для конфет» Цель: Создавать свои фантики, выступая в роли флористов-оформителей;
14. Сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»;
Материал и оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
коробочка (бонбоньерка) с запахом шоколада;
вертушки для дыхательной гимнастики;
шумотека mp3 звуков «Шум вертолета»;
аудиозапись песни «Карамельная страна» слова О. Южаниной, музыка С. Волшиной в исполнении Юлии Степановой;
презентация Microsoft Power Point «Путешествие в шоколадную страну»;
электронная зрительная гимнастика Microsoft Power Point «Шоколад»;
для опытов:
фартуки и колпаки для детей;
фартук и колпак для воспитателя;
лупы по количеству детей;
какао-порошок;
одноразовые ложки;
одноразовые тарелки;
молоко для каждого в стаканчиках;
вода для каждого в стаканчиках;
салфетки влажные;
шоколад: горький, пористый, белый для опытов;
для конструирования из бумаги:
бумажные салфетки по количеству детей;
4 салфетницы;
салфетки – образцы: кармашек для столовых приборов, шатер, веер;
букет роз из салфеток для украшения стола;
Использование современных технологий:
1. Информационно-коммуникационные технологии:
1) Подбор иллюстративного материала и картинок к занятию (сканирование, интернет, принтер)
2) Подбор аудиозаписи песни «Карамельная страна» слова О. Южаниной, музыка С. Волшиной, в исполнении Юлии Степановой;
3) Подбор mp3 звуков «Шум вертолета»;
4) Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России (интернет)
5) Создание презентации «Путешествие в шоколадную страну» в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного занятия с детьми;
6) Презентация «Электронная зрительная гимнастика «Шоколад»);
2. Здоровьесберегающие технологии:
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
1) гимнастика для глаз;
2) дыхательная гимнастика;
3. Игровые технологии
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент:
Дети входят в музыкальный зал, проходят на ковёр и встают полукругом, здороваются с гостями. Приветствие: Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встречи здороваться -
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Сюрпризный момент:
На столе стоит маленькая красивая коробочка с дырочками в крышке.
Воспитатель обращает внимание детей на маленькую красивую коробочку.
Воспитатель: - Ребята, на столе стоит красивая коробочка. - Скажите как, можно узнать, что лежит в коробочке, не открывая крышку. (Ответы детей)
Дети рассматривают коробочку, замечают в крышке отверстия.
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу о том, что можно понюхать коробочку и узнать по запаху, что находится внутри шоколад.
- Давайте проверим. Открывают коробочку, в ней лежит?.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, узнали, что лежит в коробочке. Это маленькая коробочка называется «бонбоньерка» и происходит от французского слова «bonbon» – что означает конфета. Первые бонбоньерки, как упаковки для сладостей, появились в XV веке. - Именно в этот период времени возникла традиция преподносить в подарок бонбоньерки. И сейчас у нас есть такая традиция преподносить в подарок коробку шоколадных конфет.
Воспитатель: - Ребята, вы любите шоколад? (Да) - Я тоже его очень люблю. А что такое шоколад? (Вкусная сладость) - Шоколад - любимое лакомство детей и взрослых. - Как переводится с латинского языка слово «шоколад»? («Пища богов»).
- Мы много говорили о шоколаде. - А хотели бы вы увидеть, как его производят? (Да)
- А что нужно, для этого сделать? (Отправиться на фабрику, туда, где растет шоколад и т. д.)
- Да, правильно вы хотите отправиться в путешествие в «Шоколадную страну», страну шоколадных деревьев, где мы сможем проверить свои знания о шоколаде.
За горами, за лесами, За чудесными долами
Шоколадная страна
Берег моря заняла. Воспитатель: - Но прежде чем отправиться в путешествие, надо взять карту и проложить на ней маршрут следования. На экране появляется карта
- Мы отправляемся из Воронежа в Южную Америку. - Маршрут следования лежит в «Шоколадную страну», а что в этой стране необычного? (Там растут шоколадные деревья – какао)
- Где же расположена «Шоколадная страна» (в тропических лесах Центральной и Южной Америки, в жарких странах) - На чем мы можем отправиться в шоколадную страну (На самолете, вертолете, и т. д.) - А вот и вертолет и давайте заведем мотор.
3. Дыхательное упражнение «Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Ход: Дети выполняют дыхательное упражнение «Вертушка».
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения. Воспитатель: - Носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок. Повторить 3-4 раза.
Шумотека mp3 звуков: Шум вертолета (включить)
4. Рассказ о путешествии в «Шоколадную страну» с использованием слайдов презентации.
Воспитатель: - Мотор завели, сели, пристегнули ремни, взлетаем, летим. (Показ слайда).
- Перед нами плантация какао-дерева. Дерево-какао цветет и дает, плоды круглогодично. За год собирают два урожая какао-плодов.
- Давайте посмотрим, как выглядит дерево какао. - Ребята, посмотрите, что зреет на какао-дереве? (Какао-плоды). - На что похожи какао-плоды? (На огурец, на дыню). - А что внутри плодов (У плодов есть семена – какао-бобы). - Когда начинают срезать плоды какао с дерева? (Когда они созревают и становятся темно-коричневого цвета).
- Что делают со срезанными плодами? (Бобы какао сушат и складывают в мешки).
- Вот в таких в мешках какао бобы попадают в нашу страну, на кондитерские фабрики.
- Смотрите, внимательно над чем мы пролетаем? (Над кондитерской фабрикой)
- Давайте совершим посадку. - Экскурсовод нас ждет, он расскажет и поможет понять, как из какао-бобов получают шоколад.
Просмотр презентации «Производство шоколада на кондитерской фабрике»
- Экскурсовод познакомил нас с производством шоколада и дал нам пропуски в различные цеха и отделы кондитерской фабрики.
- Сейчас мы с вами отправляемся в производственный цех.
- На каждой фабрике есть свои секреты приготовления шоколада.
- А мы сейчас с вами, попробуем приготовить свой шоколад. (- На слайде рецепт нашего шоколада)
5. Пальчиковая игра «Шоколад»
Шоколад с орехами, с вафельной крошкой,
Пористый, горький, белый шоколад! Поочередно загибать пальцы.
Вот бобы-какао — на фасоль похожи,
Мы потрем их быстро — прямо в шоколад! Протянуть ладошки, сложить пальцы, каждой ладошки вместе. Выполнять ритмичные движения кулачком одной руки о кулачок другой.
Вот какао-масло — на масло похоже,
Размешаем, размешаем — прямо в шоколад! Протянуть ладошку, развернув ее вверх.
Выполнять круговые движения кулачком одной руки над ладошкой другой руки.
Сладкий сахар и ваниль на песок похожи,
Сыплем, сыплем — прямо в шоколад! Собрать пальцы одной руки в щепоть, затем другой.
Выполнять соответствующее имитационное движение.
Вот орехи и изюм, и вафельная крошка,
Добавляем, добавляем — прямо в шоколад! Сложить ладошки вместе.
Выполнять потирающие движения одной ладошки о другую.
Вот и все готово всем на удивленье.
Масса шоколадная — просто объеденье! Развести руки перед собой. Погладить свой живот. Показать большой палец.
6. Игра «Чем отличается шоколад?» Воспитатель: - Молодцы ребята, вкусный шоколад приготовили! - Следующий пропуск у нас в отдел разработки основных видов шоколада. - А какие основные виды шоколада вы знаете? (Горький, молочный, белый и др.) - А чем отличается Горький шоколад от Молочного шоколада? (В Молочном шоколаде есть молоко, а в Горьком шоколаде его нет; в Горьком шоколаде сахара немного)
- Горький шоколад от Белого шоколада? (В Горьком шоколаде есть какао-бобы и молоко, а в Белом шоколаде их нет; в Горьком шоколаде сахара немного)
- Молочный шоколад от Белого шоколада? (В Молочном шоколаде есть какао-бобы, а в Белом шоколаде их нет)
- Ребята, мы с вами вспомнили, чем отличаются друг от друга основные виды шоколада.
- Следующий отдел, куда мы отправляемся это отдел контроля и качества. Здесь знают все о пользе и вреде шоколада и помогут нам ответить на вопросы о пользе и вреде шоколада.
- Ребята, как вы думаете, полезен ли шоколад?
7. Игра «Вред и польза шоколада».
Польза
Воспитатель: - Как вы думаете, какие полезные свойства шоколада зашифрованы на этом слайде? (Ответы детей).
1. - Шоколад поднимает настроение.
2. - Шоколад - источник энергии, поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
3. - В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль.
4. - Шоколад также полезен для сердца и сосудов.
5. - В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка.
6. - Съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память, что очень важно для занятий в школе.
Вред
Воспитатель: - В каких случаях шоколад может навредить человеку?
1. - Шоколад - виновник лишнего веса. 2. - Безмерное поедание шоколада - причина болезни зубов.
3. - Шоколад может вызвать аллергию.
4. - Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует, есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).
Вывод:
- Шоколад полезен в ограниченном количестве! - После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
8. Электронная зрительная гимнастика «Шоколад» Воспитатель: - Пользу и вред шоколада мы выяснили, а дальше у нас экскурсия в комнату отдыха, где все вокруг шоколадное, в том числе и бабочки и пчелы.
Цель: Профилактика нарушений зрения дошкольников
Методика проведения электронной зрительной гимнастики проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.
9. Опытно-экспериментальная деятельность с какао и шоколадом.
Воспитатель: - Мы отдохнули, и теперь предлагаю вам самостоятельно исследовать шоколад и какао в лаборатории кондитерской фабрики. - Для работы в лаборатории, нам нужна специальная одежда. (Дети и воспитатель надевают фартуки и колпаки)
Опыт 1. Свойства какао.
1) Воспитатель: - Ребята, мы с вами выяснили, из чего делают шоколад. (Из какао). Давайте изучим свойства какао. - Посмотрите на какао порошок, какого он цвета? (коричневого)
2) Воспитатель: - Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? – (Нужно его попробовать.)
- Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький)
Вывод: - Какао имеет горький вкус.
3) Воспитатель: - А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произошло с какао и молоком? (Какао растворилось в молоке, молоко приняло цвет какао.) Вывод: Какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада.
1) Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте определим свойства шоколада
Воспитатель: - Перед вами два вида шоколада (горький и белый). Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Цветом)
2) Воспитатель: - Теперь определим, какой шоколад на вкус. Для этого попробуйте кусочек белого шоколада. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).
- Теперь, определим вкус темного шоколада, какой на вкус? (Горький,
горьковато-сладкий).
- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Вывод: Чем больше в шоколаде какао-порошка, тем он более горький на вкус.
3) Воспитатель: - Возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?
Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться.
4) Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что произойдет, если в стакан с водой положить кусочек темного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).
- Теперь повторите опыт с кусочком от светлого шоколада. Что произошло?
(Шоколад всплыл на поверхность).
- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
Вывод: В кусочке светлого шоколада имеется воздух, который помогает
шоколаду удерживаться на воде, а в шоколаде темного цвета воздуха нет.
5) Воспитатель: - Возьмите лупу и рассмотрите внимательнее воздушный шоколад. Лупа поможет вам рассмотреть шоколад поближе. Что вы видите? (Пузырьки)
Действительно, в воздушном шоколаде есть пузырьки воздуха. Они делают шоколад легким и воздушным.
Вывод: Шоколад может тонуть, если он плотный, и может плавать, если в нем
имеется воздух.
6) Воспитатель: - Вспомним еще одно свойство шоколада. - Что стало с шоколадом, когда мы его нагрели. (Он растаял, растопился).
- Где еще может растаять шоколад? (на солнце, на газовой плите, на батарее, в руках)
Вывод: Шоколад тает при нагревании, бывает жидкий и твердый.
Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали в нашей лаборатории? (экспериментировали с какао и шоколадом)
Воспитатель: - А какие опыты мы проводили с какао и шоколадом?
(Какао пробовали на вкус, растворяли его в молоке. Шоколад погружали в обычную воду, разламывали, пробовали на вкус, рассматривали шоколад через лупу)
Воспитатель: - Где в повседневной жизни нам могут пригодиться эти знания? (при приготовлении тортов, кремов, пирожных и т. д.)
- Ребята, наши исследования подошли к концу, и нам пора возвращаться в детский сад.
11. Конструирование из бумаги в технике оригами «Сервируем стол для гостей»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите в зал, сколько, много, у нас сегодня гостей. - А гостей, как правило, принято угощать чем? (Шоколадными конфетами). Для того чтобы гости чувствовали себя удобно, их надо обеспечить необходимыми предметами. Что это, за предметы? (Салфетки)
Цель: Закреплять умение детей складывать салфетки из бумаги для сервировки стола.
Задачи: учить детей работе с бумагой в технике оригами; выполнять технику складывания бумаги в определенной последовательности; воспитывать художественный и эстетический вкус, уверенность, самостоятельность.
Воспитатель: - Бумажные салфетки могут быть непросто предметом гигиены, но и украшением любого стола.
- Можно просто взять салфетку и положить на стол, а можно – красиво, с душой оформить салфетку и праздник удался.
Воспитатель: - Дети занимают места за 3 столами по 4 человека.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила оригамистов.
1) Работай старательно. 2) Складывай бумагу на столе.
3) Линию сгиба бумаги проводи с нажимом. 4) Всегда держи изделие так, как воспитатель.
5) Хочешь спросить – подними руку.
6) Сделал правильно сам – помоги соседу.
7) После работы убери за собой. - Итак, приступаем к работе.
- Дети за первым столом складывают кармашек для столовых приборов. - Дети за вторым столом складывают салфетку в виде двойного шатра.
- Дети за третьем столом, складывают салфетку в виде веера. Затем дети сервируют праздничный стол.
После того, как дети сложат салфетки, дети с воспитателем приступают к сервировке стола на четыре персоны. 14. Рефлексия: Воспитатель: - Что же нового вы узнали о шоколаде? - Что вам понравилось больше всего? - Молодцы, ребята! Вы очень много сегодня рассказали нашим гостям о шоколаде. Придумал кто его – тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего –
Вкуснее нет на свете ничего!