Марина Кожедуб
Методическая разработка прогулки в подготовительной группе «Путешествие по весенней тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
• Продолжать учить детей вести наблюдения за погодой.
• Уточнять и расширять знания детей о березе, об изменениях, происходящих с растениями весной.
• Развивать игровые умения.
• Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу, через подвижную игру.
Материалы: маршрут –карта, мячи -2 штуки, бубен, оборудование для трудовой деятельности (метелка, совок, грабли, перчатки, мешки для мусора, выносной материал для игры с песком, лупы на каждого ребенка.
Предварительная работа:
-Наблюдения за березкой.
Публикация «Методическая разработка прогулки в подготовительной группе „Путешествие по весенней тропе“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-Наблюдения за птицами.
- Беседы: «Кто больше всего радуется весне?», (Весна — красна». 3аучивание стихотворений. Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы, семена). Игры «Найди дерево по описанию», «Семена»,
Ход деятельности.
Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная прогулка, т. к. мы пойдем искать героя. Который заблудился и просит у нас помощи. Для того, чтобы нам его найти нам нужно выполнить несколько заданий и поможет нам в этом карта – маршрут.
(показывает детям).
Ну что, ребята, отправимся в путь?
Дети: Да.
Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим карту (нарисовано солнышко и тучка).
Наблюдение за погодой:
Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно? Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.
Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?
(Пенечки. Ходьба змейкой между шинами).
Воспитатель: А здесь два мосточка-длинный и короткий. Девочки пойдут по короткому мосту, как здесь показано, а мальчики по длинному.
Воспитатель: А что же дальше на нашей карте нарисовано?
(Листок березы)
А чей это листик, нам поможет узнать загадка.
Послушайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей (береза)
Воспитатель:
(Ответы детей)
Воспитатель. Как вы узнали, что это береза?
(Ответы детей)
Дорогие ребята! А вы знаете где применяется береза?
О том, что это растение давно и прочно вошло в наш быт, говорит старинная русская пословица – загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление и разбитое склеит. А четвёртая – людям колодец, т. е жажду утолит».
Разгадать ее нетрудно. О пользе целительного березового сырья можно писать целые трактаты. Народная медицина уже не одно тысячелетие использует листья, почки, кору, сережки и даже пыльцу березы в качестве мочегонного, противовоспалительного, желчегонного, витаминного, антисептического средства для лечения целого спектра заболеваний. Не говоря уже о грибе чаге, паразитирующем на березе, которым наши предки научились врачевать различного рода воспаления и опухоли, включая злокачественные.
А еще ведь есть березовые веники, которые являются неизменно главным атрибутом наших исконно-русских бань. Веник не просто дань традиции. Биологически активные ферменты, содержащиеся в листве березы, проникают через расширенные поры распаренной кожи и помогают нам избавиться от простудных заболеваний и воспалительных процессов.
Березовая лучина не одно столетие была неизменным компонентом русского быта, ее свет чаще всего освещал крестьянские жилища. Вот вам и вторая отгадка. Впрочем, можно отгадывать ее и по-другому. Вспомним берестяные грамоты, которые, благодаря присутствию в них смолистых веществ, сохранились до сих пор и многое рассказали о наших пращурах. Чем вам не свет истории?
Третья отгадка тоже намекает на бересту. Дело в том, что берестой в старину скрепляли битые горшки. Кроме того, береста и древесина березы и сейчас используются в народных промыслах для производства предметов быта – детских резных игрушек, портсигаров, туесков, коробок, ковшей, корзинок, в старину – лаптей. Для поделочного материала годятся только старые березы (от 60 до 100 лет).
На дрова (а береза считается самым лучшим материалом для отопления) можно брать древесину любого возраста.
В строительстве ранее береза не использовалась, она легко поражается гнилостным грибком Nyctomyces suaveolens. Но благодаря современным пропиткам, сегодняшний строительный березовый материал по своей прочности и легкости не уступает стальным конструкциям, а по своей долговечности – бетонным. Хороши также из ее древесины фанера и лыжи.
О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок — березовица, лекарство от ста хворей. В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила. И это, действительно так, к весне ее сок накапливает максимально возможное содержание полезных компонентов для того, чтобы дать растению новую жизнь.
В старину березу называли деревом четырех дел. «Первое дело - мир освещать». На протяжении столетий крестьянские избы России освещала березовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.
«Второе дело - крик утишать». В старину березовым дегтем смазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев «от крику», чтобы ночью спали спокойно, а днем не капризничали, поили отваром из березовых почек.
«Третье дело - больных исцелять». Целебными свойствами обладают практически все части березы. По поверью береза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к березе с просьбой об исцелении, скpyчивали над больным березовые ветки, yгpожая не отпускать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Верили – если под корни березы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдет в землю.
«Четвертое дело - чистоту соблюдать». Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту. На Троицу дом украшали ветками березы, которые, по старинным поверьям, оберегали его от нечистой силы, а значит – помогали держать в чистоте.
Наблюдение за березой.
Что происходит с березкой весной?
Какими стали ветки березы?
Рассмотрите почки, какие они? (использование лупы)
Что скрывается в них?
Ребята, а березка украшает наш участок?
Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Обобщение. О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.
(Дети читают стихи)
Воспитатель: Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
А какие украшения носит березка? (сережки)
Березка является – символом России. Давайте споем песенку про березку.
Хоровод «Во поле березка стояла».
Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?
(Слово «Игра»).
Дидактическая игра «Один – много».
Цель: активизировать умение образовывать новые слова во множественном числе.
Слова для игры: птичка, ветка, лужа, проталинка, почка, листок, облако, ведро, лучик, грач, птенец, березка.
Воспитатель: А у нас на территории д\с не одна березка, а много и давайте найдем и посчитаем все березки. Что ж двигаемся дальше. Сколько здесь берез? (посчитать –всего5). Что нарисовано дальше на нашем плане? (ветки, грабли и метла).
Трудовая деятельность — уборка опавших веток, листьев, мусора.
Цель; воспитывать положительное отношение к труду.
Воспитатель: А сейчас нам нужно двигаться дальше. Что нарисовано на нашем плане?
(Мяч)
Игровая деятельность:
Цель: совершенствовать навыки владения мячом.
• Подвижная игра «Лови мяч»
• Подвижная игра (новая) «Туннель с мячом»
• Игра малой подвижности «Затейники»
Воспитатель: А сейчас у нас на карте остался один значок
«?» (Дети находят Лунтика. Дети ему рассказывают о том, что они делали на прогулке, что им понравилось, и предлагают герою с ними поиграть.
Самостоятельная деятельность:
Цель: развивать у детей самостоятельность.
Дети по своему желанию выбирают себе занятие на прогулке.
В конце прогулки спросить детей :
Понравилась ли им прогулка?
Что больше всего понравилось?
Что узнали нового?