Юлия Анискова
Методическая разработка экскурсии по экологической тропе «Знакомство с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пройдем с вами по территории нашего детского сада. А кто может сказать, какое сейчас время года?
Как вы догадались, что сейчас весна?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распускаются листочки, появляется зеленная травка. Весна - это праздник пробуждения природы. Все, что нас окружает: деревья, цветы, травка тянется к теплу, к солнечному свету и ждет от весны радости».
А теперь, ребята вспомните, как говорили о весне в русских народных потешках:
Дети:
Весна, весна красна
Приди весна ясная!
Публикация «Методическая разработка экскурсии по экологической тропе „Знакомство с природой“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью.
Воспитатель: Наша экологическая тропа состоит из нескольких станций. На каждой станции мы познакомимся с разнообразными деревьями, кустарниками и цветами. Экскурсию мы проведем вместе с нашими сказочными персонажами из наших любимых мультфильмов. Хозяйкой нашей тропы будет Черепаха Тортилла, а поможет провести экскурсию Пчела Майя.
1. Станция «Газон»
Воспитатель: На деревьях еще нет листьев, а на газоне уже зеленеет молодая травка. Наша «травушка- муравушка» появляется очень рано. Дети, а давайте вспомним потешку про «травку муравку» :
Дети:
Весна, весна красная, приди весна ясная
Солнце весело печет, снег водою с крыш течет
Травка муравка со сна поднялась.
Трава нижний ярус растений. Травка имеет корешок, который имеется в земле. Если травку выдернуть с корешком, то она расти не будет, травка завянет. Вытаптывать травку на газоне тоже не рекомендуется. Среди травы можно увидеть муравья, божью коровку, улитку, червячка и чтобы их не потревожить – будем ходить по асфальту по дорожке.
2. Станция «Ивушки»
Воспитатель: Деревья верхний ярус растений. Ива – лиственное дерево. Ивушки любят влажную почву, растут эти деревья в основном по берегам рек. Люди ценят ивушки за целебный ивовый мед, за цветы из которых готовят лекарства для лечения ран. Из гибких веток ивы плетут корзины и короба.
Вместе с воспитателем дети описывают дерево: у ивы серебристый шершавый ствол, гибкие ветки, украшенные узкими листочками.
Воспитатель: А теперь отгадаем загадку:
Ветки в кудрях опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
никому не говорит.
(Ива)
Деревья дают нам кислород, делают воздух чистым, поэтому их надо беречь и охранять.
3. Станция «Вечнозеленые растения»
Воспитатель: Ребята давайте вспомним загадку:
Что это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
На нашей станции растут различные виды вечнозеленных хвойных растений: елки, туи, сосны, можжевельник. Вместо листочков у них хвоинки – иголки. Туи на нашей тропе имеют большое количество декоративных форм (колоновидная, шаровидная, подушкообразная). Эти растения отличаются от других растений своим долголетием и еще они дают нам чистый, лечебный воздух.
4. Станция «Кустарники»
Воспитатель: Кустарники декоративные у нас проходят по всему периметру детского сада. Они являются представителями среднего яруса растений. Здесь можно увидеть чубушник, который в народе называют жасмином, сирень, самшит, форзиция, вейгела, барбарис который очень декоративен в период цветения и созревания плодов.
Сирень – это кустарник, цветет фиолетовыми и белыми кустами. Это лекарственное растение, у которого используют листья и цветки в виде настоя. Весной сирень расцветает и издает приятный запах. Давайте ребята расскажем стихотворение нашей сирени, пусть она послушает:
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь
И в саду каждой веткой расистой
Торжествующе пахнет сирень!
У нас есть и белая, и лиловая, и темно-лиловая сирень.
5. Станция «Береза»
Воспитатель: Вспомните, как называется это дерево. Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички». Осенью на этом дереве появляются сережки. Эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся). Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).
Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Давайте расскажем стихотворение о березе. Дети читают стихотворение А. Прокофьева «Березка» :
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
с зелеными сережками
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную.
Березку считают символом России. Березы дают нам не только красоту, но и чистый воздух. Из коры березы люди делают красивые изделия (хлебницы, шкатулки). Из древесины делают мебель и посуду. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются - подберезовики. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев немного, поэтому их нужно беречь.
6. Станция «Лиственные деревья»
Воспитатель: На этой станции растут такие деревья как клены, липы.
Листья кленов осенью одни золотые, другие почти красные, а на третьих смешались все цвета. Осенью мы будем составлять разноцветные букеты из листьев этих деревьев.
Липа крупное листопадное дерево, у нее обильные душистые, желтые цветки. Это замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мед. Липовый мед считается самым лучшим лечебным медом. Давайте вспомним загадку о липе:
Дети:
Это дерево цветет
Аромат и мед дает
И спасает нас от гриппа
От простуд
(Липа)
7. Станция «Цветник»
Воспитатель: Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они? Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому-то ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе! Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. Сейчас здесь можно увидеть цветы многолетники: ирисы, розы, гвоздики, юкки. Все мы любим цветы и взрослые и дети. За что мы их любим? Цветы это глаза земли. Мы их любим за красоту. Хорошо когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. Цветам как и любому живому существу требуется забота, любовь и определенные условия проживания. У вас дома есть цветы. Как вы о них заботитесь?
А теперь представьте, что вы цветы и растете на полянке. Ваши пальчики это лепестки, а руки это стебельки. Стебельки потянулись к солнышку (дети тянут руки вверх). Дети повторяют слова и делают движения.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит – лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
8. Станция «Лекарственные растения»
Воспитатель: На этой станции ребята мы видим одуванчики, чистотел, коланхое, подорожник. Эти растения являются официально признанными лекарственными растениями. Знания о лекарственных растениях пригодятся каждому человеку и вам ребята в том числе. Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? А кто пил чай с лекарственными растениями (рассказы детей? Про какое лекарственное растение эта загадка?
«Не пустили в огород
От того она и жжет» (Крапива)
В крапиве содержатся вещества убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. А кто угадает это растение?
«Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук» (Подорожник)
Найдите это растение на нашей станции. Кто догадался, почему это растение так называется? Кто из вас пользовался подорожником (ответы детей? Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при простудах. А это, что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик
Подрастет нарядится
В беленькое платьице
Легкое воздушное
Ветерку послушное (Одуванчик)
Угадали? И одуванчик является лекарственным растением и служит он для улучшения аппетита. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые. Дети могут только помогать.
9. Станция «Фруктовые деревья»
Воспитатель: Фруктовых деревьев на этой станции не так много – это вишни, алыча, абрикос, груша. Фруктовые деревья являются представителями лиственных деревьев. Фрукты, которые растут на этих деревьях это сочные съедобные плоды. Все фрукты вкусные, полезные и содержат много витаминов. Плодовые деревья белят, охраняя от прямых солнечных лучей. Весной все плодовые деревья цветут, а после цветения на них появляются плоды.
Давайте отгадаем загадки:
Была зеленной маленькой,
Потом я стала аленькой
На солнце почернела я
И вот теперь я спелая
(Вишня)
Круглое румяное,
Я расту на ветке
Любят меня взрослые,
Любят меня детки
(Яблоко)
10. Станция «Муравейник»
Воспитатель: На этой станции живут муравьи, это насекомые. Ребята отгадайте загадку:
Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов материал для стройки.
Без работы, хоть убей, жить не может… (Муравей)
Ребята, а вы знаете кто на земле самый сильный? (Ответы детей).
Нет не слон, не бегемот. А самый сильный на земле – муравей. Да, да ведь он переносит тяжести в десять раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи великолепные строители. Муравейник это многоэтажный дом, теплый уютный. С кладовочками, со спальнями и даже с туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Охраняют муравейник муравьи солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют санитары леса. Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. А каких еще вы знаете насекомых? (Ответы детей).
А теперь давайте расскажем стихотворение о муравьях.
Мура-мура муравей
Трудится до ночи,
У него полно друзей,
Работают что тесть мочи
Муравьиная семья
Мама, папа и братья
Ждут его в муравейнике.
Ваш я домик обойду
На него не наступлю
Муравейник сохраню
Лесу пользу принесу.
11. Станция «Пернатые друзья»
Воспитатель: Ребята, что мы видим на деревьях этой станции. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему мы сегодня не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь могут сами найти себе пищу на земле, в траве, в лесу. А как вы думаете ребята, чем питаются птицы?
Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой. А посмотрите, что это за домик на следующем дереве? Правильно, это скворечник. В домике живут скворцы. А как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве? Скворечник располагают высоко на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Дети, а знаете, что раньше на Руси становились в хоровод и звали птиц вот этой закличкой:
Уж вы пташечки щебетушечки
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам.
Пальчиковая игра «Птички».
Воспитатель: Пальчики головка, крылышки ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. А остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать крыльями полетать и т. д.).
Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
Подвижная игра «У медведя во бору грибы ягоды беру»
Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:
У медведя во бору грибы ягоды беру
А медведь не спит и на нас рычит.
После слова рычит, дети убегают в дом, а «медведь» старается догнать. Игра повторяется два, три раза.
Воспитатель: Сегодня ребята мы совершили увлекательное путешествие. Летом мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
Пчела Майя обращается к нам с призывом:
«Войди в природу другом. Природа просит нашей защиты и помощи!»