МААМ-картинки

Методическая разработка занятия по экспериментированию «Что лучше: ткань или бумага» (младшая группа)

наталья киляшова
Методическая разработка занятия по экспериментированию «Что лучше: ткань или бумага» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Самое лучшее открытие – то,

которое, ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсо

Актуальность

Наряду с игрой, экспериментирование является ведущим видом детской деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как

Н. Н. Подьяков, М. В. Кларин.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

Публикация «Методическая разработка занятия по экспериментированию „Что лучше: ткань или бумага“ (младшая группа)» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Моя роль в экспериментировании, как педагога, является ведущей. Я непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом таким образом, чтоб у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Используя метод экспериментирования, я следую принципу ФГОС (п. 1.4. 7) «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Требования ФГОС к образовательной программе трактуют, что образовательная деятельность может реализовываться в различных видах деятельности в т. ч. и в экспериментировании. «2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) : познавательно -исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними

Новизна:

ФГОС провозглашает системно- деятельностный подход к образовательному процессу. А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими выводами, суждениями. (Приложение 1.)

Используемые технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технология исследовательской деятельности;

3. личностно-ориентированные технологии;

4. игровая технология;

5. технология «ТРИЗ» ;

6. социо - игровая технология.

Интеграция областей:

"Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное

развитие","Физическое развитие", "Речевое развитие", «Художественно-

эстетическое развитие».

Цель:

вовлечение детей в элементарную исследовательскую

деятельность, расширение представлений о свойствах ткани и бумаги.

Задачи:

-образовательная:

1. Расширять и систематизировать знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах.

2. Формировать умение устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;

3. Формировать умение детей делать умозаключения и выводы;

-развивающая:

1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.

2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

3. Развивать наблюдательность у детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уточнять, делать выводы.

-воспитательная:

1. Воспитывать умение детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища;

2. Воспитывать доброжелательность и желание помочь.

Активизация словаря:

бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, платок бумажный размокнет, платок из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток, увеличительное стекло

Оборудование и наглядные материалы:

Мягкая игрушка Лунтик, емкость с водой, ларец, клеенки (по кол-ву детей, полотенца тканевые (по кол-ву детей, платочки из бумаги (по кол-ву детей, платочки из ткани (по кол-ву детей, вещи из ткани и бумаги, 2 подноса. Лупы, фартучки

Предварительная работа: беседы о ткани, бумаге, загадывание загадок, дидактические игры, наблюдения, просмотр видеозаписей, опыты, физические минутки, беседа “Что можно сделать из бумаги”

Практическая значимость.

1. Дети в процессе экспериментирования осваивают новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.

2. Данная работа позволит активно включать ребенка в исследовательскую деятельность, значительно повысить развивающий эффект, будет способствовать развитию его любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания.

3. Организуя, показывая, предлагая малышу разные способы обследовательских действий: посмотреть, потрогать, погладить, рассмотреть, попробовать на вкус и т. д. ; воспитатель поможет освоить свойства и качества предметов и материалов, называя их, то есть стимулирует развитие активной речи.

Организация детей: свободная, дети сидят за столами для опытов и исследования, свободная для разминки.

Методы и приемы : словесный, наглядный, организационный момент, сюрпризный момент, проблемная ситуация, поисковый, практический, опыты, фиксация результатов, уточнения, опросы, игровые приемы, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, Вы знаете кто такой Лунтик? Хотите познакомиться с ним? (Да). Лунтик родился на луне и случайно попал на землю.

II. Вводная часть:

Лунтик в слезах (воспитатель, взяв мягкую игрушку играет роль лунтика) и рассказывает о своем несчастье…. (о том, как его подруга Мила попросила его помочь ей разобрать вещи на те, что сделаны из бумаги, и на те, что сделаны из ткани, а он ни про бумагу, ни про ткань ничего не знает).

Воспитатель: Дети, поможем Лунтику? (Да)

Воспитатель: Но для того чтобы помочь ему мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани. У меня для вас сюрприз: сейчас мы вместе с Лунтиком отправимся в мастерскую. Пожалуйста, проходите в эти волшебные ворота и рассаживайтесь, но руками пока ничего не трогайте. Договорились? (Да). (Дети рассаживаются по местам).

III. Основная часть:

Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов : это вода в тарелках, платочки из бумаги, платочки из ткани, полотенце. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.

Воспитатель: А сейчас возьмите в правую руку платок из ткани, а в левую платок из бумаги, нужно потереть их пальчиками. А теперь закроем глазки и «запомним», какая на ощупь бумага, и какая ткань. (Ткань - мягкая, теплая. Бумага - жесткая, холодная.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, а тебе, Лунтик,понравились? Что ты запомнил?

Лунтик: Мне понравились, как дети весело отвечали, потому что я добрый, веселый и общительный! А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, а ткань жесткая! (Дети поправляют ответ Лунтика).

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент, у меня в руках стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы, например, посмотрите, как увеличивается лепесток у цветка на этой картинке. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань : что мы видим? (Ниточки, зеленый цвет).

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек).

Воспитатель: Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим, а видим только желтый цвет. Давайте еще раз повторим, чтобы Лунтик запомнил, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? (Да)

Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок? (Дети рассказывают все вместе) :

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши, засыпают малыши.

Молодцы, детки хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала платок из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).

Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите платок из бумаги и возьмите платок из ткани и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять платок из ткани. Что мы слышим? (Ничего).

Воспитатель: Правильно платок из ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем объяснить Лунтику? Лунтик, запомни, что когда мнешь, платок из бумаги он шуршит, а из ткани - когда мнешь, он молчит, не издает звука.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши платочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками платок из бумаги. Что у вас получается? (Не получается разгладить).

Воспитатель: Да, вы правы, платок из бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли платок из ткани, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).

Воспитатель: правильно, платок из ткани распрямляется при разглаживании.

Лунтик: Ой, что то я устал…. Хочу поиграть!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Встаем, задвигаем стульчики и отдохнем.

Физкультминутка (под музыку).

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши платочки испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет.

Воспитатель: Берем сначала платок из ткани, погружаем его в воду, отжимаем. Что мы видим? (Он стал мокрым).

Воспитатель: Расправьте его и покажите Лунтику. Видишь Лунтик, платок из ткани стал мокрым. Сейчас попробуем погрузить в воду платок из бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).

Воспитатель: Правильно, давайте разъясним Лунтику, что если мы решим постирать платок из ткани, он намокнет, а если постираем платок из бумаги, то он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из платочков прочнее платок из ткани или из бумаги? (платок из ткани).

Воспитатель: Лунтик, теперь ты понял, что такое бумага и ткань? Ребята, давайте еще раз для него повторим:

Бумага Ткань

Жесткая Мягкая

Не состоит из ниток Состоит из ниток

Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков

При разглаживании не распрямляется При разглаживании распрямляется

В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой

IV. Заключительная часть

Воспитатель: Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани мы сможем Лунтик тебе помочь! Да ребята? (Да).

Воспитатель: Вставайте полукругом, около корзины и ты Лунтик будь рядом. Сейчас мы посмотрим, что там лежит. Ой, здесь так много вещей из бумаги и из ткани. Я раздам каждому из вас по одному предмету, и вы разложите их на эти два подноса: если предмет сделан из ткани – то, пожалуйста, положите его на этот поднос, а если предмет сделан из бумаги - то на этот! (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как вы помогли Лунтику! (воспитатель проверяет, а ошибки исправляют вместе с детьми).

Лунтик: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!

Воспитатель: Лунтик, ты можешь к нам всегда обращаться за помощью!

Литература:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности

дошкольников: Методические рекомендации. 3-е издание, исправленное и

дополненное. М. : АРКТИ, 2005 г. – 64 с.

Публикации по теме:

Проект «Что лучше: бумага или ткань?» Проект «Что лучше: бумага или ткань?» Воспитатель: Агаева Б. А. 2015 год. ПРОЕКТ: «Что лучше: бумага или ткань?» ЦЕЛЬ:.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Что лучше: бумага или ткань?» во второй младшей группе Тема «Что лучше: бумага или ткань?» Программа: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под.

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему «Волшебная бумага» Образовательная область. Познание. Коммуникация. Подобласть. Ознакомление с окружающим посредством опытно-экспериментальной работы Тема:.

Методическая разработка конспекта НОД «В огородном царстве овощей» (вторая младшая группа) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: закреплять знания детей об овощах,.

Методическая разработка занятия по формированию целостной картины мира в группе раннего возраста «Вот какая наша группа»Методическая разработка занятия по формированию целостной картины мира в группе раннего возраста «Вот какая наша группа» "Наша группаЦель:1. Учить рассматривать картинку, называть предметы, изображённые на ней. 2. Учить соотносить изображённое на картинке с реальной.

Методическая разработка. Проект Моряки на Неве. Старшая группа. Методическая разработка. Проект: «Моряки на Неве». ГБДОУ №17 Приморского района Санкт-Петербурга. Старшая группа. Автор: воспитатель первой.

Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа Разработала воспитатель старшей группы детского сада №88 Дорошенко А. Н. Введение Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная бумага» (младшая группа) Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе. Тема: «Волшебная бумага» Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги.

Фотоотчёт об экспериментировании во второй младшей группе «Что лучше: бумага или ткань?»Фотоотчёт об экспериментировании во второй младшей группе «Что лучше: бумага или ткань?» Экспериментирование во 2 мл. группе "Что лучше: бумага или ткань?" (Фотоотчёт) Мищенко. Ю. В. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по экспериментированию «Что лучше: ткань или бумага» (младшая группа)
Опубликовано: 10 октября 2017 в 22:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия по экспериментированию «Что лучше: ткань или бумага» (младшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем наталья киляшова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД