Ирина Цветкова
Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме: «Использование Лэпбука для развития познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Автор: Цветкова Ирина Владимировна - воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Лэпбук-интерактивная папка.
Публикация «Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.
Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, в которую помещены материалы на одну тему, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. «Лэпбук» - это не просто поделка, это наглядно-практический метод обучения.
Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Педагогическая ценность дидактического пособия.
Лэпбук способствует всестороннему развитию ребенка, развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т. д. Пособие рассчитано на дошкольников разного возраста, разработаны варианты заданий для детей компенсирующей группы. Оригинальность данного пособия заключается в том, что оно является мобильным, трансформируемым и полифункциональным оборудованием.
Лэпбуки соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения: (возраст детей от 2 до 6лет):
Насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
Трансформируемость. Данное пособие эстетично и мобильно, папки можно повесить или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию. Благодаря разноплановому наполнению один Лэпбук может использоваться как детьми младшего возраста, так и старшими дошкольниками.
Безопасность. Дидактические пособия изготавливают из экологически чистых материалов и должны соответствовать нормам СанПиН.
Вариативность. Лэпбуки можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях.
Полифункциональность. Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.
1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Создание Лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
Цель: Развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «Лэпбука», путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
Образовательные задачи:
• способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей
• развитие мелкой моторики;
• тренировка памяти и логики;
• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;
• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
• развитие самостоятельности;
• стимулирование познавательной активности;
• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;
• углубление фантазии и образного мышления.
• совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;
• формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи,
Развивающие задачи:
• укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
• создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
• развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
• способствовать формированию внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
• создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Воспитательные задачи:
• воспитывать навыки элементарного самоконтроля и само регуляции;
• поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь;
• способствовать применению знаний на практике;
• создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
• создать условия для положительного эмоционального настроя.
Формы работы с Лэпбуком:
• Образовательная деятельность;
• Совместная деятельность
• Индивидуальная деятельность
• Дидактическая игра
Лэпбук служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: Прежде всего, с помощью Лэпбуков мы решаем задачи направленные на:
Познавательное развитие.
• Данное пособие формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.
• Помогает решить важные образовательные задачи, такие как знакомство с окружающим, обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины.
• Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая картинки, создавая книжки-малышки, собирая разрезные картинки).
• Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.
• Формируется умение подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, загадки)
Речевое развитие.
• Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций используем книжки-малышки, составление рассказа по серии картинок, дидактические игры
• «Открывай -приговаривай скороговорку», «Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»,
• «Спрячь картинку и опиши», «Найди фигурку, в которой есть заданный звук».
Социально-коммуникативное развитие.
• Занимаясь в микро группах дети, чтобы добиться результата, который бы понравился всем участникам деятельности, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.
• Кроме того, дети используют Лэпбук в своих спонтанных играх. Например, для игры в школу, старшие ребята выступают в роли «учителей», для малышей-«учеников».
• Таким образом, в процессе игр с Лэпбуком дети учатся общаться, усваивают нормы и ценности принятые в обществе.
Физическое развитие:
• развитие мелкой моторики.
• отрабатываются навыки складывания картинок, застёгивания и расстёгивания замков, застёжек–молний, кнопок, пуговиц, что способствует эффективному развитию мелкой моторики у детей.
Художественно-эстетическое развитие:
• совершенствуется уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (рисование, аппликацию, конструирование из бумаги)
• способствует развитию пространственного воображения, общей ручной умелости, мелкой моторики рук.
• Дети старшего дошкольного возраста охотно участвуют в изготовлении Лэпбуков, обсуждают дизайн, сами придумывают и изготавливают,
• подбирают новые элементы, комплектующие по форме, по цвету, располагают их в папке, в соответствии с замыслом.
Как сделать Лэпбук?
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя и детей.
Для создания Лэпбука вам понадобятся: картонная папка-основа, бумага, главное, чтобы по размеру Лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, обычные и фигурные ножницы, клей-карандаш, степлер, скотч, декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, скрепки, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.).
Работа с Лэпбуком проходит в несколько этапов:
1 этап – выбор темы
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий Лэпбук на тему: «Деревья», «Времена года», «Насекомые», «Космос» и т. д. Когда определились с темой можно переходить к плану.
2 этап – план
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобы составить план, будем использовать модель трёх вопросов.
Задаем ребенку вопросы:
Что ты знаешь о?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований.
Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.
3 этап – макет
Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Самый кропотливый этап – практическая работа. В соответствии с макетом делается шаблон папки в натуральную величину. Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
4 этап – подведение итогов
Созданный Лэпбук решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему.
Варианты наполнения Лэпбука по теме «Деревья»:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Задачи:
- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:
- обогащать знания о деревьях;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.
Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Цель: Формирование представлений о различных видах деревьев, их особенностях и о пользе для человека
Задачи:
- закрепить названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;
- развивать речь, внимание, наблюдательность, память;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
«Кому в лесу нужны деревья»
Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.
Задачи:
-обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;
-развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;
-развивать умения проводить опыты
-воспитывать бережное отношение к природе;
«Подбери листья к деревьям»
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.
Задачи:
-способствовать формированию цветовосприятия листьев деревьев.
-закрепить восприятие геометрических форм, выделяя их в листьях деревьев.
«Правила поведения в лесу»
Цель: расширить знания детей о лесе, о том, что он является домом для животных и растений.
Задачи:
-формировать экологически безопасное поведение детей в природе.
-воспитывать бережное отношение к природе.
«Что делают из дерева»
Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.
Задачи:
-познакомить детей со свойствами дерева.
-развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)
«Составь рассказ по серии картинок»
Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек».
Задачи: Закреплять знания известных сказок (рассказов, их персонажей.
«Сложи картинку»
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Задачи:
-развивать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,
-действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
«Лабиринты»
Цель: поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.
Задачи:
-формировать представления о лабиринтах и правилах их прохождения;
-улучшать концентрацию внимания, память;
-развивать пространственную ориентацию, способность логически мыслить;
-улучшать речевые навыки, моторику пальцев рук;
-обучать умению находить варианты решения проблемы;
-воспитывать стойкость, усидчивость, целеустремленность.
«Назови части дерева»
Цель: Закреплять знания о деревьях
Задачи:
-формировать новые знания.
-развивать память, мышление.
«Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей,
Задачи:
-развивать умение запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
«Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»
Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.
Задачи:
-учить описывать предмет и узнавать его по описанию.
-формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
«Спрячь картинку и опиши».
Цель: активизировать речь детей.
Задачи:
-формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида,.
«Раскраски»
Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования.
Задачи:
- Способствовать развитию художественного вкуса, созданию эмоциональной атмосферы.
«Загадки»
Цель: Воспитывать культуру речевого общения, любовь и бережное отношение к природе;
Задачи:
-формировать умение отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме;
-закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь;
-развивать внимательность, мышление, любознательность.
-воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;
***
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: Береза
***
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ: Дерево
***
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Ответ: Дерево
***
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ: Дуб
***
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Ответ: Ель
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
Ответ: Елки
* * *
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом.
Ответ: Елка
* * *
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Ответ: Ель, сосна
* * *
Зимой и летом
Одним цветом.
Ответ: Ель, сосна
* * *
Летом и зимой
В рубахе одной.
Ответ: Ель, сосна
***
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Ответ: Липа
* * *
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
Ответ: Лиственница
* * *
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
Ответ: Лиственница
* * *
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
Ответ: осина
***
Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
Ответ: Рябина
***
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
Ответ: Сосна
«Стихи» по теме.
5. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. с. 112
4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь:Меркурий, 2015. с. 144