Елена Трембицкая
Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Предмет: Развитие речи и альтернативная коммуникация
Для детей 1-х классов с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР
Трембицкая Е. А.
Тема урока: «Волшебный мешочек»
Тип урока: урок-игра
Программное содержание:
Цель: обогащения активного и пассивного словаря расширением представлений о свойствах предметов.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО „Волшебный мешочек“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
• Образовательная – учить ориентироваться на свойства предмета и называть их
• Коррекционно-развивающие:
- развитие ВПФ;
-развитие тактильного восприятия предмета;
-развитие мелкой моторики.
• Воспитательные: Воспитывать интерес к развитию речи
Воспитывать усидчивость на уроке
Планируемые результаты
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу
Предметные: различать предметы и формировать навыки находить предмет по его свойствам.
Базовые учебные действия:
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы) класса;
Подражание простым движениям и действиям с предметами;
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
Выполнение действий с предметами (по подражанию);
Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу).
Межпредметные связи: изобразительная деятельность, математические представления и конструирование.
Ресурсы для учителя:
• программа, конспект урока, наглядный материал. Ресурсы для учащихся:
• мячики, кубики, палочки, камушки, ракушки, шишки и т. п.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
I Орг. Момент
На парте у каждого ученика расписание с активностями на урок разной структуры и доступной для ребенка визуальной формы (пиктограммы).
Актуализация внимания обучающихся.
Озвучиваю: «Начался урок развития речи», показываю на картинку.
Виды деятельности обучающихся :Ученики смотрят и слушают.
II Основная часть
Актуализация знаний, мотивация: Сегодня ребята у нас сегодня в классе появился «Волшебный мешочек»! Сколько всего интересного было спрятано в нем. Это и разные мячики, кубики, палочки, камушки, ракушки, шишки и т. п.
Учитель: Я принесла нам игрушки (педагог показывает игрушки и спрашивает) - Что это? (Это мячи.)
Учитель: А это что? (Это кубики).
Учитель: Как, одним словом назвать эти предметы? (Игрушки).
Учитель: А это что? (Шишки)
Учитель: А это что? (Разноцветные камушки)
Учитель: А это что? (Разноцветные палочки)
Учитель: Молодцы!
Безречевые дети показывают (самостоятельно или с помощью учителя или воспитателя): «Где мяч», «Где кубик?», «Где шишки?», «Где разноцветные камушки?», «Где разноцветные палочки?»
Постановка учебной задачи
Учитель берет мячи, кубики, шишки и разноцветные камушки, и кладет на стол.
Учитель: все предметы разные по размеру: есть большие и маленькие и по цвету.
Сегодня ребята, мы с вами будем играть в игру «Волшебный мешочек» и узнавать о свойствах предметов (большой - маленький, колючий - гладкий и др.)
Дети наблюдают, берут в руки предметы, рассматривают.
Работа по теме (изучение нового материала, повторение, формирование знаний, систематизация знаний)
Учитель берет маленький мяч и говорит:
- Это маленький мяч, он колючий и круглый его можно спрятать в ладошках, вот так.
Учитель берет большой мяч и говорит:
- Это большой мяч, он гладкий и круглый его нельзя спрятать в ладошках.
Учитель берет кубик и говорит:
-Это кубик, он деревянный и тяжелый, из кубиков можно построить башню.
Учитель берет шишки и говорит:
- Это шишки, они твердые, шершавые с определенными выступами.
Учитель берет разноцветные камушки и говорит:
- Это камушки, они более мелкие и гладкие.
Учитель берет разноцветные палочки и говорит:
- Это палочки, они длинные и гладкие.
Затем педагог кладет предметы в «волшебный мешочек» и дает по очереди детям засунуть руку в него. Ребенок ощупывает предмет и достает (по одному предмету за один раз). Предлагается показать или назвать предмет. Если ребенок безречевой, то педагог добивается ответа от ребенка жестом или показом.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Давайте отдохнем.
(дети с педагогом играют).
Мишка косолапый по лесу идет
(Дети, переступая с ноги на ногу, проговаривают стихотворение)
Топ — топ — топ — топ.
(Проговаривают и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)
Шишки собирает, в сумочку кладет.
(Поднять руки вверх - «шишки растут высоко», опустить руки вниз -
«сумочка стоит на земле»)
Под музыку собираем шишки и кладем в корзину
Щелк — щелк — щелк — щелк.
(Проговаривают и одновременно щелкают пальцами — в среднем темпе, ровными долями)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб
(Поднять плечи — удивиться, указательный палец правой руки приставить ко лбу)
Бом — бом — бом — бом.
(Проговаривают и ладошками постукивают по грудной косточке)
Мишка рассердился и ногою топ.
(Дети ставят собранные в кулачки кисти на пояс, на слово «Топ», топают правой ногой)
Топ — топ — топ — топ.
(Проговаривают стихотворение и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)
Больше я не буду шишки собирать
(Качают указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)
Сяду я в машину
(Берут в руки воображаемый руль)
И поеду спать
(Положить руки под щечку)
А — а, а — а.
(Руки держать под щечкой, покачаться с ноги на ногу в ритме)
Если дети избегают тактильных контактов, то просто остаются на своем месте или выполняют действия вместе с педагогом. Если дети не воспринимают вербальную информацию и стишок им мешает при выполнении движений, то упражнения могут выполняться без него. Учитель выполняет упражнения и даёт инструкцию: «Делай так».
Применение (отработка) знаний и умений
Педагог выкладывает на стол мячи, кубики, шишки, разноцветные камушки, палочки.
Учитель: Давайте сортировать наши предметы. Из кубиков мы построим башни, шишки положим в корзину, разноцветные камушки сложим в бутылочку, палочки положим в банку через специально сделанное отверстие, а колючими шариками мы сделаем массаж нашим ручкам.
•Выполнение задания самостоятельно
•При затруднении выполнения задания педагог помогает детям.
III.Заключительная
Итог занятия
Учитель: Вы молодцы, с заданием справились.
Показ работы с массажными мячиками.
Рефлексия деятельности
Массаж с массажным мячиком по показу педагога
Для поощрения используются наиболее значимые в данный момент для ребенка предметы: игрушки, отдых.
Самоанализ
Достижения
• Интерес к изучению нового материала со стороны детей.
• Сформировалось умение находить предмет по его свойствам
Сложности
• Понимание инструкции к заданию
• Сложности в невербальной форме общения
Предложения
Продолжать изучать различать свойства предметов по величине «большой – маленький», по тактильным ощущения «гладкий – шершавый – колючий» на уроках по математическим представлениям и изобразительной деятельности.