Папки-передвижки

Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек»

Елена Трембицкая
Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Предмет: Развитие речи и альтернативная коммуникация

Для детей 1-х классов с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР

Трембицкая Е. А.

Тема урока: «Волшебный мешочек»

Тип урока: урок-игра

Программное содержание:

Цель: обогащения активного и пассивного словаря расширением представлений о свойствах предметов.

Задачи:

Публикация «Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО „Волшебный мешочек“» размещена в разделах

• Образовательная – учить ориентироваться на свойства предмета и называть их

• Коррекционно-развивающие:

- развитие ВПФ;

-развитие тактильного восприятия предмета;

-развитие мелкой моторики.

• Воспитательные: Воспитывать интерес к развитию речи

Воспитывать усидчивость на уроке

Планируемые результаты

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу

Предметные: различать предметы и формировать навыки находить предмет по его свойствам.

Базовые учебные действия:

Ориентация в учебной среде (пространство, материалы) класса;

Подражание простым движениям и действиям с предметами;

Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);

Выполнение действий с предметами (по подражанию);

Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу).

Межпредметные связи: изобразительная деятельность, математические представления и конструирование.

Ресурсы для учителя:

• программа, конспект урока, наглядный материал. Ресурсы для учащихся:

• мячики, кубики, палочки, камушки, ракушки, шишки и т. п.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

I Орг. Момент

На парте у каждого ученика расписание с активностями на урок разной структуры и доступной для ребенка визуальной формы (пиктограммы).

Актуализация внимания обучающихся.

Озвучиваю: «Начался урок развития речи», показываю на картинку.

Виды деятельности обучающихся :Ученики смотрят и слушают.

II Основная часть

Актуализация знаний, мотивация: Сегодня ребята у нас сегодня в классе появился «Волшебный мешочек»! Сколько всего интересного было спрятано в нем. Это и разные мячики, кубики, палочки, камушки, ракушки, шишки и т. п.

Учитель: Я принесла нам игрушки (педагог показывает игрушки и спрашивает) - Что это? (Это мячи.)

Учитель: А это что? (Это кубики).

Учитель: Как, одним словом назвать эти предметы? (Игрушки).

Учитель: А это что? (Шишки)

Учитель: А это что? (Разноцветные камушки)

Учитель: А это что? (Разноцветные палочки)

Учитель: Молодцы!

Безречевые дети показывают (самостоятельно или с помощью учителя или воспитателя): «Где мяч», «Где кубик?», «Где шишки?», «Где разноцветные камушки?», «Где разноцветные палочки?»

Постановка учебной задачи

Учитель берет мячи, кубики, шишки и разноцветные камушки, и кладет на стол.

Учитель: все предметы разные по размеру: есть большие и маленькие и по цвету.

Сегодня ребята, мы с вами будем играть в игру «Волшебный мешочек» и узнавать о свойствах предметов (большой - маленький, колючий - гладкий и др.)

Дети наблюдают, берут в руки предметы, рассматривают.

Работа по теме (изучение нового материала, повторение, формирование знаний, систематизация знаний)

Учитель берет маленький мяч и говорит:

- Это маленький мяч, он колючий и круглый его можно спрятать в ладошках, вот так.

Учитель берет большой мяч и говорит:

- Это большой мяч, он гладкий и круглый его нельзя спрятать в ладошках.

Учитель берет кубик и говорит:

-Это кубик, он деревянный и тяжелый, из кубиков можно построить башню.

Учитель берет шишки и говорит:

- Это шишки, они твердые, шершавые с определенными выступами.

Учитель берет разноцветные камушки и говорит:

- Это камушки, они более мелкие и гладкие.

Учитель берет разноцветные палочки и говорит:

- Это палочки, они длинные и гладкие.

Затем педагог кладет предметы в «волшебный мешочек» и дает по очереди детям засунуть руку в него. Ребенок ощупывает предмет и достает (по одному предмету за один раз). Предлагается показать или назвать предмет. Если ребенок безречевой, то педагог добивается ответа от ребенка жестом или показом.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Давайте отдохнем.

(дети с педагогом играют).

Мишка косолапый по лесу идет

(Дети, переступая с ноги на ногу, проговаривают стихотворение)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривают и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Шишки собирает, в сумочку кладет.

(Поднять руки вверх - «шишки растут высоко», опустить руки вниз -

«сумочка стоит на земле»)

Под музыку собираем шишки и кладем в корзину

Щелк — щелк — щелк — щелк.

(Проговаривают и одновременно щелкают пальцами — в среднем темпе, ровными долями)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб

(Поднять плечи — удивиться, указательный палец правой руки приставить ко лбу)

Бом — бом — бом — бом.

(Проговаривают и ладошками постукивают по грудной косточке)

Мишка рассердился и ногою топ.

(Дети ставят собранные в кулачки кисти на пояс, на слово «Топ», топают правой ногой)

Топ — топ — топ — топ.

(Проговаривают стихотворение и одновременно топают ногами — в среднем темпе, ровными долями)

Больше я не буду шишки собирать

(Качают указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)

Сяду я в машину

(Берут в руки воображаемый руль)

И поеду спать

(Положить руки под щечку)

А — а, а — а.

(Руки держать под щечкой, покачаться с ноги на ногу в ритме)

Если дети избегают тактильных контактов, то просто остаются на своем месте или выполняют действия вместе с педагогом. Если дети не воспринимают вербальную информацию и стишок им мешает при выполнении движений, то упражнения могут выполняться без него. Учитель выполняет упражнения и даёт инструкцию: «Делай так».

Применение (отработка) знаний и умений

Педагог выкладывает на стол мячи, кубики, шишки, разноцветные камушки, палочки.

Учитель: Давайте сортировать наши предметы. Из кубиков мы построим башни, шишки положим в корзину, разноцветные камушки сложим в бутылочку, палочки положим в банку через специально сделанное отверстие, а колючими шариками мы сделаем массаж нашим ручкам.

•Выполнение задания самостоятельно

•При затруднении выполнения задания педагог помогает детям.

III.Заключительная

Итог занятия

Учитель: Вы молодцы, с заданием справились.

Показ работы с массажными мячиками.

Рефлексия деятельности

Массаж с массажным мячиком по показу педагога

Для поощрения используются наиболее значимые в данный момент для ребенка предметы: игрушки, отдых.

Самоанализ

Достижения

• Интерес к изучению нового материала со стороны детей.

• Сформировалось умение находить предмет по его свойствам

Сложности

• Понимание инструкции к заданию

• Сложности в невербальной форме общения

Предложения

Продолжать изучать различать свойства предметов по величине «большой – маленький», по тактильным ощущения «гладкий – шершавый – колючий» на уроках по математическим представлениям и изобразительной деятельности.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие по альтернативной коммуникации с применением МаКаТон I. Вводная часть 1. Организация начала занятия Посмотри, сколько гостей сегодня к нам пришло на занятие, давай со всеми поздороваемся.

Конспект интегрированного урока по развитию речи «Осень» во 2 классе школы-интерната для детей с ОВЗ Конспект (интегрированного) урока по развитию речи на тему: «Осень». 2 «б» класс ТМНР Составители: учитель Иванова М. Н..

Конспект занятия «Грязнуля Маша» по развитию коммуникативных и речевых навыков средствами альтернативной коммуникации МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания.

Методическая разработка образовательной деятельности по коммуникации «Путешествие с Колобком» МБДОУ «Детский сад №34 «Сказка» г. Майкоп Республика Адыгея Воспитатель Ильяшенко М. Д. Методическая разработка образовательной области.

Методическая разработка КВН по развитию речи «Путешествие по сказкам» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам». КВН для детей старшего возраста Валентина Фигурина Конспект НОД по развитию речи.

Методическая разработка по развитию речи «Зайчик и его друзья» методическая разработка организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Театр в детском саду: речь и.

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Охотники и собиратели эпохи первобытности» Тема урока: "Охотники и собиратели эпохи первобытности" Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего.

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание» Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже. ПРИТЧА.

Методическая разработка урока по теме «Пасха» Цель: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике. Учебные задачи,.

Разработка урока по русскому языку в 4 классе «Повторение изученного о глаголе» Технологическая карта урока Общая часть Предмет: Русский язык Класс: 4 Тема урока: «Повторение изученного о глаголе» Дидактическая цель:.

Автор публикации:
Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек»
Опубликовано: 4 сентября 2018 в 16:01
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка урока по развитию речи и альтернативной коммуникации в 1 классе для детей с УО «Волшебный мешочек»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трембицкая (УИ 319419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД