МААМ-картинки

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание»

Наталья Толмачева
Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Во время своей земной жизни Иисус Христос призывал своих последователей приводить к Нему людей для последующего наследования Его небесного дома. Он призывал всех работать с Ним для спасения ближних.

Такой призыв казался странным многим людям, поэтому Иисус часто повторял его.

Публикация «Методическая разработка урока „Милосердие и сострадание“» размещена в разделах

Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На это Иисус ему ответил: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Но законник не поступал так. Он не любил ближнего, как самого себя и поэтому, желая оправдаться, спросил Христа: «Кто мой ближний?»

Священников и раввинов интересовал этот вопрос. Они относились к бедным и необразованным людям свысока, не обращали на них никакого внимания и не считали их своими ближними.

В ответ на вопрос законника Христос рассказал следующую притчу.

Один человек шел по безлюдной местности из Иерусалима в Иерихон. На него напали разбойники, избили его, отняли у него все, что было, и бросили на дороге, думая, что он мертв. Через некоторое время по этой дороге шел священник, но не остановился и прошел мимо. Потом на этом месте был левит, который тоже, взглянув на израненного человека, прошел мимо.

Эти люди служили в храме Божием и должны были быть милосердными. Но на деле оказались холодными и бесчувственными.

Позже тем же путем проезжал самарянин. Иудеи ненавидели самарян и презирали их. Иудей ни за что бы не дал самарянину напиться воды и не подал бы ему куска хлеба.

Но самарянин, когда увидел чуть живого человека, даже забыл о собственной безопасности. Ведь разбойники могли убить его. Он видел перед собой лишь незнакомца, истекающего кровью, который нуждался в немедленной помощи.

Самарянин подложил свой плащ под раненого, дал ему вина и возлил на раны масло, после чего перевязал их. Потом посадил незнакомца на своего осла и довез до гостиницы. Утром самарянин дал хозяину гостиницы денег и попросил позаботился о больном, пока тот не выздоровеет.

Рассказав это Иисус обратился к законнику и спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди и ты поступай так же».

Учитель. Ребята, как вы считаете, зачем Христос рассказывал людям эту притчу?

Ученики отвечают.

Учитель. Правильно, Христос хотел, чтобы все люди считали любого человека, нуждающегося в помощи своим ближним. Так кто же оказался ближним?

Ученики отвечают.

Учитель. Правильно, оказавший милость, милосердие, помощь, сострадание. Как вы думаете, как называется эта притча?

Ученики отвечают.

Учитель. Правильно, молодцы! Иисус Христос учил, что всякий, нуждающийся в нашей помощи, есть наш ближний. Мы должны поступать с ним так же, желали бы, как чтобы поступали с нами.

Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях?

Ученики отвечают.

Учитель. Правильно, молодцы! Добрые качества — это доброта, забота, помощь, человечность, сострадание.

Итак, доброе качество души человека называется милосердием. Милосердный – это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому человеку он относится как к родному, как к своему ближнему. Слово «милосердие» состоит из двух корней : -мил- и -серд-. А что оно означает?

Ученики отвечают.

- А какое сердце является милым?

Учитель. Правильно, это нежное, любящее, доброе, ласковое, заботливое сердце. Слово «сострадание» схоже по смыслу со словом «милосердие».

Сострадание – это осознание страданий другого человека в сочетании с желанием облегчить его; сожаление, жалость. Это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить.

Противоположные качества человека — это равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. Это плохие качества. Они несут собою зло.

Еще с древних времен милосердие было одним из основных условий общежития, где каждый проявлял заботу о тех, кто находился рядом с ним. Суть милосердия – в инициативе, оно не может быть проявлено пассивностью, потому что реализуется в действиях: оказании помощи, поддержке, и всегда направлено на облегчение участи другого. Сегодня можно наблюдать проявление милосердия в подаче милостыни, помощи обездоленным, лечении людей и животных безвозмездно.

В христианстве считается, что возлюбить своего ближнего как себя самого и проявлять эту любовь в делах – высшая жертва, которую может принести человек Богу и всему миру.

А как вы думаете, нужно ли милосердие и сострадание в повседневной жизни? Почему? Где вы можете проявить акт милосердия? Или уже проявили?

Ученики отвечают.

Учитель. Правильно, помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать, и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь.

Учитель. А по отношению к себе вы ощущаете чьи - то милосердные поступки? В чем и кто проявлял милосердие по отношению к вам?

Ученики отвечают.

Учитель. Тема милосердия встречается в искусстве.

Например, в античности, это явление (милосердие и сострадание) изображали в виде женщины, одетой в военные доспехи с оливковой ветвью, которая издревле считалась символом мира.

В Древнем Китае было пять добродетелей, символом которых выступал камень нефрит, и среди них было милосердие.

В Древнем Риме под милосердием понимали, в первую очередь, почитание родителей. Его символом выступал пеликан, который в легенде разрывал себе грудь, чтобы накормить голодных детенышей.

Человек, который делает добро другим считает себя счастливым человеком.

Совершая поступки, вы не должны о них жалеть. Человек, совершая добрые дела, не должен брать взамен что-то, т. е. совершать добрые дела нужно просто так из добрых побуждений.

Проявлять милосердие и сострадание, совершать добрые поступки – это как солнышко, ласково греющее душу. Лучики этого солнышка распространяются на всех и порождают теплоту в душе у всех. Я вам предлагаю сделать вот такое солнышко под названием «Милосердие и сострадание». Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям, к добрым поступкам и наклеить их как лучи.

Учитель раздает слова: аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный, радостный, ответственный.

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком? (читаем хором на лучиках слова). Теперь это солнышко будет светить нам всегда и мы всегда будем помнить, какими мы должны быть.

Вывод: у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Итог.

Учитель: Как вы думаете, где находится доброта, милосердие и сострадание у каждого человека?

Ученики отвечают.

Учитель : Правильно! В сердце!

Учитель: В конце нашего урока я хочу чтобы вы послушали песню Светланы Копыловой. Она называется «О зависти и милосердии».

Учитель. Спасибо за урок! Вы свободны!

Публикации по теме:

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие — закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.

Методическая разработка ОД «Природа и здоровье»Методическая разработка ОД «Природа и здоровье» Конспект Интегрированной образовательной деятельности, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий, посвященный году экологии.

Методическая разработка «Бизиборд»Методическая разработка «Бизиборд» Ознакомившись с методикой Монтессори захотелось создать одно из пособий предлагаемых ею. Это бизиборд. Итальянский педагог и учёный Мария.

Методическая разработка «Радость в танце» Муниципальное бюджетное дошкольое образовательное учреждение МБДОУ "Детский Сад № 114" «Радость в танце» (авторская разработка).

Методическая разработка «Сказка за окошком»Методическая разработка «Сказка за окошком» етодическая разработка «Сказка за окошком» Использование предметно – пространственной среды созданной совместно с родителями в 1 младшей.

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Охотники и собиратели эпохи первобытности» Тема урока: "Охотники и собиратели эпохи первобытности" Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего.

Методическая разработка урока по теме «Пасха» Цель: создание условий для формирования и развития у школьников представлений о Пасхе как о главном христианском празднике. Учебные задачи,.

Методическая разработка занятия «Улитки» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦССВ «МАЯК» г. МОСКВА. Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия.

Разработка урока по музыке «Средства музыкальной выразительности» ТИП УРОКА Урок изучения нового материала ЖАНР УРОКА Тематический жанр Цели: Расширение и углубление знаний о средствах музыкальной выразительности.

Разработка урока «Сервировка праздничного стола» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: • повторить и закрепить знания и умения по теме: «Сервировка праздничного стола»; • развивать коммуникативные способности.

Автор публикации:
Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание»
Опубликовано: 27 июня 2018 в 16:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Толмачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД