Анна Бондарь
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Тема разработки: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля.
Форма проведения: совместная деятельность с детьми
Автор: Бондарь Анна Петровна – воспитатель
Консультант: Терехова М. В. - к. филол. н., доцент кафедры культурологического образования СПБ АППО
Санкт-Петербург
2018
Оглавление
1. Пояснительная записка …3
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями Роальда Даля» размещена в разделах
- Даль В.И.
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
2. Содержание …. 6
3. Заключение…. 11
4. Список литературы…. 12
5. Приложения…. 13
Пояснительная записка
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы литературного языка.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка произведений. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Основу настоящей методической разработки составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Книги Роальда Даля «невесомы, как воздушные шарики». Хотя простыми и поверхностными эти истории тоже не назовешь. В них происходит все так, как и должно происходить. Поэтому невероятно сказочные и волшебные истории кажутся настоящими, подсмотренными где-то и скопированными в прекрасную книгу. Но это происходит из того настоящего, которое творится в голове у сказочника – единственного в таком роде. Характеры героев видны как на ладони. Совсем не нужно что-нибудь домысливать, чтобы полностью их понять.
Его герои – дети-бунтари, восстающие против тирании взрослых. Их протест порой принимает довольно жестокие формы, что не может не ранить «тонкие души» взрослых, но детей привлекает не неумолимость и изобретательность отмщения, а мысль о необходимости борьбы за восстановление справедливости, и главное их оружие в этой борьбе – собственная фантазия. Писатель поддерживает в детях веру в свои силы, и, не делая скидки на возраст, требует от них эти силы использовать – «во имя добра и справедливости»
Содержание методической разработки направлено на формирование у детей целостной картины мира, развитие способности творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении, умение передавать свои впечатления в творческих работах.
Роль методической работы в образовательном процессе: интеграция с образовательными областями:
1. «Социально-коммуникативное развитие» (знакомство с произведениями, обсуждение прослушанных текстов, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, обогащение словаря, личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-этическим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т. д)
2. «Познавательное развитие» (формирование у детей целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыслить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интересов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.)
3. «Художественно-эстетическое развитие» (создание рисунков в различных техниках различными способами с последующим изготовлением открыток)
Целью методической разработки является – ознакомление старших дошкольников с художественными произведениями Роальда Даля, отображение впечатлений детей о произведениях в художественном творчестве (рисунках).
Задачи методической разработки:
воспитывать интерес к книгам Роальда Даля,
формировать первоначальные представления о художественной литературе автора, об ее специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;
воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
развивать желание и интерес отображать свои эмоции и впечатления от прочитанных произведений в виде рисунков;
выявить (по возможности) психологический дискомфорт у детей в общении и понимании со взрослыми и сверстниками (по результатам прочитанных произведений);
Культурно-образовательные практики в ГБДОУ запланированы на вторую половину дня и включают в себя методы реализации: чтение, рассказывание, беседа, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, рассматривание иллюстраций, литературные вечера, тематические выставки, работа с родителями, творческую мастерскую, посещение библиотеки и книжных магазинов.
Содержание
Итак, мы рассмотрим тот мир детства, который представлен в творчестве малоизвестного российскому читателю писателя Роальда Даля (1916-1990). Он пишет в традициях жанра литературной сказки, однако добавляет элементы и других жанров с целью создания своей картины мира детства.
Одним из ключевых моментов всего творчества Роальда Даля является именно его отношение к детям. В его понимании в этом мире обязательно присутствуют не только сами дети, но и взрослые, и их отношения, взаимодействия являются самым важным составляющим этого мира. Роальд Даль активно использует элементы и приемы народной сказки, именно эта форма позволяет ему не создавать сложные образы детей, а наоборот, делать их черты характера типичными и легко узнаваемыми. Во-вторых, форма народной сказки более понятно и доступно подчеркивает основной конфликт его произведений, в данном случае это столкновение мира детей с миром взрослых. И, наконец, после прочтения его произведений дети понимают, как нужно действовать, какие поступки меняют их характер в лучшую сторону, и наоборот, как нельзя себя вести, соответственно выполняется дидактическая функция сказки.
Внедряя читательскую культурно-образовательную практику по произведениям Роальда Даля, мы формируем у детей
эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатию – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
понятие ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к близким. Уважительное отношение к предпочтением других людей;
этические чувства – совести, вены, стыда-как регуляторы морального поведения;
ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков- своих и окружающих людей;
интерес к художественной литературе;
литературный багаж произведений Роальда Даля;
чувство юмора;
представление об иллюстрациях литературных произведений;
умение вести диалог и слушать собеседника;
установку причинно-следственных связей;
умение пересказывать небольшие тексты;
умение сочинять небольшие рассказы на заданную тему;
понимание информации, заложенной в выразительных средствах произведения;
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;
умение слушать других, пытаться принять их точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы;
продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом, разрешение конфликтов.
От внедрения читательской культурно-образовательной практики мы ждем результатов - дети смогут:
воспринимать текст на слух; самостоятельно прогнозировать содержание текста; самостоятельно давать характеристику героя (портрет черты характера и поступки речь; собственное отношение к герою). Уметь задавать вопросы по содержанию текста.
пересказывать небольшие тексты. Строить суждения. Умение вести диалоги и слушать собеседника.
проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
называть любимые литературные тексты Роальда Даля, объяснять, чем они ему нравятся.
знать фамилию и имя писателя, отдельные факты из биографии, называть его произведения, с помощью взрослого, рассуждать об особенностях его творчества.
воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать своё отношение к образам героев, идее произведения.
быть творчески активным в речевой, изобразительной и игровой деятельности на основе художественных текстов Роальда Даля.
выразительно передавать образы литературных героев в художественно-эстетической деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.
знать фамилию художника, который иллюстрировал сказочные сюжеты книг Роальда Даля, знать некоторые особенности его изобразительной манеры.
Форма подведения итогов:
выставка детских рисунков по прочитанным произведениям Роальда Даля;
создание серии открыток;
участие детских работ в конкурсе читательских культурно-образовательных практик;
Данной методической разработкой предусмотрены:
18 занятий в период с 23 июля по 31 августа
Время занятия – 30 минут.
Этапы работы
I Подготовительный (16.07.18 – 20.07.18)
На подготовительном этапе нами были выбраны произведения Роальда Даля, подобраны иллюстрации к произведениям, информация об авторе (биография, аудио- и видео- материалы.
Мы посетили семинар – консультацию по читательским культурно-образовательным практикам.
II Основной (23.07.18 – 31.08.18)
Включал в себя знакомство детей с автором, с произведениями автора : чтение, рассказывание, беседы, прослушивание записей аудиокниг, просмотр видеоматериалов и рассматривание иллюстраций, литературные вечера, тематические выставки, работа с родителями, творческую мастерскую по созданию рисунков (на одной из таких встреч, мы рассказали детям, что Роальд Даль любил коллекционировать картины великих художников, среди которых был К. С. Малевич, Н. С. Гончарова и др., посещение библиотеки и книжных магазинов, создание серии открыток по иллюстрациям детей (предварительно отобранных).
III Заключительный (аналитический)
Включал в себя выявление результативности работы, а также анализ затруднений и способов их устранения.
Партнеры
Во время читательской культурно-образовательной практики с нами работали :
1. ЦБС (библиотека «СВОя) Выборгского района г. СПб, которую мы регулярно посещаем с детьми в течении года для ознакомления с книгами и авторами художественных произведений. А также, чтобы посетить мероприятия и выставки.
2. Печатный центр «Фантазия», где мы регулярно осуществляем заказ типографии для занятий с детьми. В данном центре нам помогли составить макет и изготовить серию открыток по детским рисункам. Дети наблюдали работу специалистов.
Заключение
Для ребенка дошкольного возраста слова любого художественного произведения вполне реальны, они имеют глубокую, таинственную связь с вещами, названием которых они являются. Мы имеем здесь дело с настоящей верой в волшебную силу слов.
В мире художественной литературы Роальда Даля нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, но мы не увидим никакой загадки, если вспомним, что сама действительность для ребенка выглядит мифологически.
В произведениях Роальда Даля постоянно на лицо неожиданные перемены, скачки, превращения, очень часто в сказках мы находили преувеличения или преуменьшения, - что так характерно для детей дошкольного возраста.
Проведя читательскую практику с детьми - дошкольниками, мы сделали выводы, что чтение таких авторов – волшебников раскрывает в детях не только фантазийную и творческую личность, но и находит внутренние переживания и страхи, которые в дальнейшем можно увидеть в детских работах (рисунках). И это позволяет нам предотвратить дальнейшие проблемы у детей в общении со взрослыми или сверстниками. И главное, что это работает!
Увидев положительную динамику в использовании читательских культурно-образовательных практик, мы прошли обучение по культурным практикам и надеемся использовать их в дальнейшей работе с детьми.
Список литературы :
1. Р. Даль «Джемс и персик-великан»
2. Р. Даль «Изумительный мистер Лис»
3. Р. Даль «Огромный крокодил»
Используемые источники:
1. Роальд Даль https://deti.libfl.ru/writer/dahl
2. Официальный сайт Роальда Даля