Наталья Писаренко
Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом.
Принципы отбора произведений изобразительного искусства.
1. Знакомство с натюрмортом.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показы-вают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить до-школьников. Он не только вызывает эмоциональный отклик у де-тей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опы-том, но и привлекает внимание детей к средствам выразитель-ности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красо-ту изображенных предметов и любоваться ими.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с натюрмортом» размещена в разделах
Мотив выбора детьми этого жанра живописи понятен: они со-звучны их опыту, так как со многими предметами, изобра-женными в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в бы-ту. Н. М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта.
На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не об-разу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста.
На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину при-влекательной для него. При условии правильной педагогической ра-боты часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элемен-тарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композицию.
На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю ха-рактеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспи-тателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоцио-нально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. При воспроизведении вещественного мира прослеживается личное отно-шение к нему художника. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой индивиду-альность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны – объективная и субъективная – неразрывно переплетаются.
2. Виды натюрмортов и принципы отбора картин для детей раз-ных возрастных групп.
В зависимости от содержания изображенных объектов на картине, условно выделяются однопорядковые (или одновидовые) и смешан-ные натюрморты.
Одновидовой натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие, условно опреде-ляем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон».
К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображе-нием живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются для знакомства одновидовые натюрморты : овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Лучше под-бирать яркие, декоративные работы.
В средней группе продолжаем знакомство с одновидовыми натюрмортами, следует также предложить и смешанные по содер-жанию натюрморты.
В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств вырази-тельности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам де-тям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.
При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, инте-рес, быть близким их личному опыту. Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, ха-рактер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме. По средствам выразительности всегда привлекает цветовая тональ-ность – теплая, холодная или контрастная гамма красок.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разно-образия используемых художником средств выразительности и ма-неры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются карти-ны, в которых художественные образы расположены в круг, тре-угольник, асимметрично, симметрично, в центре. Учитывают так-же и принцип концентричности, суть которого заключается в воз-врате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в раз-ных возрастных группах неоднократно предлагается для рас-сматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, устано-вить взаимосвязь между содержанием и средствами выразитель-ности.
Натюрморты должны реалистично отражать знакомые детям явле-ния общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко пред-ставлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержа-ние (какие художественные средства использовал). Тема натюр-морта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жиз-ненным впечатлениям.
Отбирая натюрморты для ознакомления детей дошкольного воз-раста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изобра-женному.
3. Принципы, методы и задачи организации педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных условий и особой творческой, радостной ат-мосферы в группе, душевного контакта между взрослым и детьми.
Важный принцип эстетического воспитания – это принцип це-лостного и неспешного эмоционального освоения.
- Здесь важно использовать метод поэтапных открытий: четкое вы-членение задач каждого последующего занятия, постепенное вклю-чение детей в осознание художественного замысла произведения.
Принцип соблюдения единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.
- Метод общения – свободный диалог, доброжелательная под-держка высказываний ребенка, анализирование произведения, чте-ние художественной литературы, прослушивание музыкальных про-изведений, сенсорные игры.
- Метод наблюдения – различные наблюдения на прогулках, экс-курсии в природу, на выставки, рассматривание различных предме-тов, иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов.
- Метод пояснения, сравнения.
- Тактильно-чувственный метод.
- Метод вызывания адекватных эмоций.
- Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и пе-сенных образов.
- Метод музыкального сопровождения.
- Прием акцентирования деталей.
- Прием «вхождения в картину».
- Игровые приемы.
Большую роль играет подготовка – накопление эмоционального, бы-тового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это проведение различных дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Подбери по цвету», «Найди картины, написан-ные теплыми и холодными красками», «Разбери картины по груп-пам»…
Организация педагогической работы по ознакомлению до-школьников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы:
- 1 группа – содержательная: обучать детей понимать, что изоб-ражено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить худож-ник.
- 2 группа – изобразительно-выразительная: обучать детей
воспринимать и оценивать художественные средства, ис-пользуемые художником.
- 3 группа – эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.
- 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно эстетиче-ских качеств, познавательных интересов в процессе обучения де-тей восприятию искусства.
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональ-ности их отношений к содержанию живописи.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебное пособие. – М. : Издат. центр «Академия», 1997г.
2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества. Учеб. пособие для студ. вузов. – М. : изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. / Библиотека про-граммы «Детство». – СПб. : изд. «Детство-Пресс», 2006г.
4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования : учеб. пособие – М. : Педагогическое общество России, 2007г.