Оксана Дресвянина
Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «»Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности»
Успешность и эффективность работы учителя – логопеда напрямую зависят от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями группы, в деятельности которых выделяются основные направления – коррекционно-воспитательное и общеобразовательное.
Публикация «Особенности организации работы с детьми в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
В начале учебного года учитель – логопед составляет перспективный план, который согласовывается с воспитателем. При планировании намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи по данной возрастной группе. Причем словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть шире, чем для активного использования в речи.
Лексические темы подбираются в сочетании таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обогащался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты – Овощи», «Грибы – Ягоды» находят отражение в теме «Осень»; «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья»
закрепляется при изучении темы «Мой дом», а на занятиях по теме «Одежда»закрепляются знания по теме «Мебель».
Работа воспитателя по обогащению словаря в некоторых случаях предшествует логопедическим занятиям, а в других случаях мы сосредоточиваем внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Эта работа ведется как на занятиях, так и во всех режимных моментах. Ведь мы находимся с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке; имеем возможность многократно повторять наработанныйучителем – логопедом наработанный материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Например, рассказывая детям сказки или читая рассказы, мы стараемся учить их внимательно слушать обращенную к ним речь. После чтения задаем вопросы по содержанию прослушанного текста, предлагаем выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатываются те названия предметов, действий, признаков, которые запланированы логопедом. Важно отметить роль изобразительной деятельности: прорисовывая те или иные «действия» ребенок проговаривает то, что он изобразил, тем самым пополняет свой речевой запас.
На занятиях по окружающему миру у нас масса возможностей для отработкивсех лексических тем при помощи реальных объектов или демонстрационного материала. Этому способствуют : наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание объектов.
Во время режимных моментов мы также стараемся активизировать словарь детей, пополняя и закрепляя полученные знания. К примеру, дежурство по столовой побуждает ребенка использовать в речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажная салфетка, глубокая тарелка).
При подготовке к занятиям - учим правильно называть принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью.
При подготовке к прогулке – учим правильно употреблять лексику, связанную с понятиями «одежда», «обувь», «игрушки».
Начиная со старшей группы, мы переключаем внимание от строго сконцентрированных лексических тем на речевые игры, так как их лексическое содержание более обширно и способствует тому уровню самостоятельной речи, которое должно быть у детей с нормальным речевым развитием.
В игровой форме мышление протекает быстрее и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.
К речевым играм относятся оригинальные авторские игры, подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры – хороводы, дидактические, словесные, настольно – печатные, игры – драматизации,
пальчиковые игры.
В игровых текстах часто встречаются незнакомые ребятам слова – появляется повод к собственному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры.
Во время словесных игр, от ребят требуется активный поиск, активное употребление слов по заданным признакам (антоним, синоним, родственных слов).
Мы считаем, что имея дело с детьми с тяжелыми нарушениями речи, не следует придерживаться возрастного принципа отбора игр.
Как показал многолетний опыт работы, при проведении речевых игр с детьми, необходимо придерживаться следующих правил:
1. До того, как дети начнут играть в ту или иную речевую игру, следует проделать ряд игровых упражнений – подготовиться к игре.
2. Каждую речевую игру предлагать многократно, начиная с упрощенного варианта, затем постепенно усложнять ее.
3. Литературный текст речевой игры вводить в активную речь последовательно
4. В некоторых случаях текст игры можно адаптировать к речевым возможностям ребят.
5. В дидактических, словесных играх обязательно предъявлять речевой образец.
6. Использовать в играх различные «выручалочки», вносящие элемент занимательности и дополнительную речевую насыщенность (пойманных и выбывших из игры дети выручают самыми различными способами : чистоговорками, стихами – диалогами, любыми словесными упражнениями.