Дарья Голованова
Методическая разработка «Обучение выделению звука [т] из конца слова детей с ОНР 2–3 уровня речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля за собственным произношением.
Фонематическая сторона речи детей 2-3 уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; замен некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции.
Публикация «Методическая разработка „Обучение выделению звука [т] из конца слова детей с ОНР 2–3 уровня речевого развития“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
То есть одной из характерных особенностей детей 2-3 уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Большинство детей с ОНР 2-3 уровня на этапе первичной диагностики не справляются ни с одним заданием, им трудно повторить за логопедом простую слоговую цепочку, они не могут назвать первый звук или последний звук в слове, не слышат звука в потоке речи. Некоторые дети затруднялись в основном в определении позиции звука в слове, практически не ошибаются при повторе слоговых цепочек за логопедом. Фонематическая сторона речи детей с ОНР сформирована недостаточно, механизм нарушения фонематической стороны речи у них неодинаков, симптоматика проявления нарушений различна.
Практика показывает, что наиболее продуктивно происходит обучение с подключением нескольких анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, тактильного).
Игровая форма подачи позволяет удерживать интерес ребенка к выполнению заданий.
Методы и приемы для обучения детей с 2 уровнем ОНР выделению звука Т из конца слова :
1. Рассматривание и называние картинок со звуком Т в конце слова, привлечение внимания к звучанию слов.
2. Игровой прием исправь Незнайку (подойдет любой персонаж, последний звук в предложенных словах произносится утрированно:
«Незнайка говорит: Это акулА. Исправь Незнайку: Нет! Это киТ.»
Таким образом, дополнительно решается коррекционная задача по увеличению словарного запаса, а также устранению лексических замен слов, обозначающих похожие по внешним характеристикам предметы.
3. Проговаривание чистоговорки с использованием различных опор:
1. одномоментный с произнесением слога указательный жест,
2. выкладывание любых предметов синхронно с произнесением,
3. выполнение элементов пальчиковой гимнастики.
Для некоторых детей изображения букв и слогов несут дополнительную мотивацию к деятельности: можно выкладывать карточки, закрывая соответствующие изображения как лото, используя для этого не только картинки, но слоги и слова, создавая предпосылки для овладения навыками глобального чтения.
4. Договаривание последнего слова в уже знакомой чистоговорке: АТ-АТ-АТ – Вот (салат). Развивается слухоречевая память, темпо-ритмическая организация высказывания. Дополнить произнесение слова рекомендуется с добавлением жеста из фонетической ритмики, закрепляя в сознании ребенка звучание звука с двигательным образом. Этот прием особенно эффективен для детей, у которых восприятие информации проходит преимущественно с подключением кинетического анализатора, а также для подвижных детей, которым трудно удерживать внимание.
5. Далее задание усложняется: пауза делается перед словом «Вот», побуждая ребенка повторить элементарную фразу целиком, тем самым развивая начальные навыки связной речи.
Данная методика хорошо зарекомендовала себя при обучении детей с ОНР, она может использоваться и для детей при выходе из моторной алалии. В этом случае вызывание речи, повторения за логопедом выходит на первый план, а выделение звука из слова, как более сложная задача, не ставится или ставится на следующем этапе работы.