Маргарита Зайцева
Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Как организовать музыкально-конструктивную деятельность:
"Музыкальный досуг юных инженеров"
Цель музыкально-конструктивной деятельности: развитие у детей умения передавать в создаваемых моделях чувства и впечатления, вызванные музыкой различного характера. Музыка используется преимущественно классическая.
Публикация «Методическая разработка „Музыкальный досуг юных инженеров“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Вед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Сегодня мы займемся необычным делом – музыкально-конструктивной деятельностью: будем создавать модели из конструктора, а темы и образы моделирования нам подскажет музыка великих композиторов.
Музыкально-конструктивную деятельность мы посвятим временам года. Сначала разделимся на команды. Команда желтых будет представлять время года – осень, команда синих - зиму, команда зеленых - весну, команда красных - лето.
Алгоритм нашей деятельности следующий:
1 шаг - погружение в тему – инсценирование и озвучивание стихотворения на тему сезона;
2 шаг – первое восприятие музыкального произведения и его анализ (определение характера, определение средств музыкальной выразительности);
3 шаг – активное слушание (движение или рисование под музыку);
4 шаг – конструирование модели.
1 блок. Погружение в тему.
Вед. Участники команд разместились возле столов с обозначениями времен года и распределили роли: выбрали художника, декламатора, музыкантов, танцоров (или мимов). Начнем с красивейшего времени года – Осени.
Слайд «Осенний пейзаж».
Звучит музыка «Октябрь» П. И. Чайковского.
Вед. Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Так описал осень А. С. Пушкин. Одновременно звучала романтичная осенняя музыка П. И. Чайковского. А что нам расскажет об осени команда желтых?
Домашнее задание команды желтых – «Ожившее стихотворение» (5 мин.):
озвучить на ДМИ и инсценировать стихотворение, при этом стараться выразительно читать, чисто интонировать, слаженно играть:
Разыгралась непогода,
Солнце спрятала в карман,
Сбила шляпу с пешехода,
Загремела в барабан,
Нас из лейки окатила,
Спичкой чиркнула тайком,
А потом глаза закрыла
Нам туманным платком.
Потому что непогоде от рожденья ровно год,
И она еще не ходит в детский сад для непогод.
Но пройдет всего полгода,
Позовут ее в детсад
И хорошую погоду в непогоду превратят.
Вед. Замечательное выступление! Нужно заметить, что осень бывает разная. Совсем иначе представил осень в своей музыке композитор С. С. Прокофьев. Послушаем, а затем побеседуем о характере музыки и средствах музыкальной выразительности, которые использовал композитор.
Слайд «Осень хмурая».
Звучит отрывок из балета «Золушка» С. Прокофьева «Фея осени».
Вед. Какая прозвучала музыка? Какими словами можно описать ее характер? Каждая команда может назвать по 2-3 слова, не повторяясь. Можно использовать словарь эмоций. Право высказаться командам передается по часовой стрелке.
Команды характеризуют музыку.
Вед. Молодцы, старались подбирать наиболее точные слова. Теперь нужно быстро подумать: какими средствами передал такой образ композитор Прокофьев.
Команды называют средства музыкальной выразительности, создающие музыкальный образ:
красные – особенности темпа (быстрый, медленный, умеренный, лада (мажор (светлый) - минор (темный); желтые – особенности метра (3-дольный, 2-дольный, ритма (мелкие или крупные длительности, пунктирный ритм); зеленые – особенности динамики (громко, тихо и оттенки, мелодии (плавная, монотонная, скачкообразная); синие – особенности тембра (звучащие инструменты) и штрихов (отрывисто, связно).
Вед. Предлагаю еще раз послушать произведение Прокофьева. В это время команда желтых будет двигаться. Родителям предлагаю взять в руки осенние листочки и превратиться в деревья, а детям предлагаю взять султанчики или платочки и превратиться в Осенних фей, которые под музыку будут двигаться между деревьев и "навевать холод". «Художники» (мама и ребенок) из команды желтых могут подойти к мольберту и нарисовать свои впечатления экспромтом.
Атрибуты для команды: желтые платки, веточки с осенними листьями, султанчики, желтое полотно.
Повторно слушаем произведение (отрывок, при этом «художник» рисует мелодию маркером за мольбертом, другие члены команды выполняют движения с султанчиками, платками, осенними листочками под музыку свободно по залу.
Слайд «Зимний пейзаж».
Вед. За осенью следует зима.
Зима, зима - сурова очень.
Собой красива, холодна.
За миг легко сменила осень,
Все завалила, замела.
Передаю слово команде синих.
Домашнее задание команды синих – «Ожившее стихотворение» (5 мин.):
озвучить на ДМИ и инсценировать стихотворение, при этом стараться выразительно читать, чисто интонировать, слаженно играть:
В Арктике белой, в белой пустыне
Белый медведь грузно ходит по льдине,
Белая крачка по небу летит,
Белый белёк возле мамы лежит.
Айсберг белеет в белом тумане,
Белые стаи белух в океане.
Белой метлой ветер вихри метёт,
Белую песню про Север поёт. (Ефимова Т.)
Вед. Отлично справилась с заданием команда синих! Предлагаю послушать зимнюю музыку Сергея Прокофьева. Послушаем, как он представлял Фею Зимы, а затем снова побеседуем о характере музыки и средствах музыкальной выразительности.
Звучит отрывок из балета «Золушка» С. Прокофьева «Фея зимы» (видеофрагмент).
Вед. Какая прозвучала музыка? Какими словами можно описать ее характер? Каждая команда может назвать по 2-3 слова, не повторяясь. Можно использовать словарь эмоций. Право высказаться командам передается по часовой стрелке.
Команды характеризуют музыку, затем называют средства музыкальной выразительности (по аналогии с первой беседой).
Вед. Сейчас, когда мы будем еще раз слушать музыку «Фея зимы», команда синих изобразит снегопад. Для этого нужно расправить голубое полотно (это небосвод) и положить на него белые воздушные шары (это снежные хлопья). Художников команды синих приглашаю к мольберту.
Повторно слушаем произведение (отрывок, при этом «художники» рисуют мелодию маркером за мольбертом, другие члены команды неторопливо и плавно поднимают - опускают голубое полотно, стараясь не уронить шары.
Атрибуты для команды: белые шарфы, белые воздушные шары, голубое полотно.
Вед. Спасибо команде синих!
Слайд «Весенний пейзаж».
После зимы наступает… подскажите, дети… весна!
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.
Передаю слово команде зеленых!
Домашнее задание команды синих – «Ожившее стихотворение» (5 мин.):
озвучить на ДМИ и инсценировать стихотворение, при этом стараться выразительно читать, чисто интонировать, слаженно играть:
«Весна пришла» (текст Т. Тютюнниковой)
Пригрело весеннее солнце, ядро у него очень горячее (поют унисон в высоком регистре, руки сжимают в замок перед грудью). Оно всюду распускало свои яркие лучи (кластер – каждый поет свой звук в высоком регистре, руки с растопыренными пальцами поднимают в стороны – вверх). С пригорка побежал веселый ручеек (изображают языком «бульканье» в среднем регистре). Он бежал по камешкам (волнообразное «бульканье», до краев наполнил большую лужу («бульканье» в низком регистре, перелился через край (волнообразное «бульканье») и дальше побежал («бульканье» в среднем регистре). Выбрались из-под коры жучки («ж-ж-ж» в низком регистре) и букашки («з-з-з» в высоком регистре, расправили свои крылышки («крш-крш» с повышением интонации) и полетели кто куда («тр-тр-тр» шепотом). Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало («ш-ш-ш») и вылез ежик (сопят носом). Ожил под весенним солнцем муравейник («пи-пи-пи» в высоком регистре). Проснулся голодный, сердитый медведь (рычание в низком регистре). Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц всеми одновременно). А солнышко грело (унисон) и всюду рассылало свои яркие лучи (кластер). Вот и пришла весна.
Вед. Отлично справилась с заданием команда зеленых! Предлагаю послушать весеннюю музыку итальянского композитора Антонио Вивальди. Послушаем, как он изобразил весну, а затем снова побеседуем о характере музыки и средствах музыкальной выразительности.
Звучит «Весна» А. Вивальди (видеофрагмент).
Вед. Какая прозвучала музыка? Какими словами можно описать ее характер? Каждая команда может назвать по 2-3 слова, не повторяясь. Можно использовать словарь эмоций. Право высказаться командам передается по часовой стрелке.
Команды характеризуют музыку, затем называют средства музыкальной выразительности (по аналогии с первой беседой).
Вед. Мы еще раз послушаем чудесную музыку Вивальди, в это время команда зеленых изобразит весеннюю полянку. Двум мамам нужно сделать ширму из сиреневой ткани, а детям и другим мамам – взять в руки бабочек, цветы и вертушки и показать, как танцует весенний ветерок, цветы и бабочки. Художника команды зеленых приглашаю к мольберту.
Повторно слушаем произведение (отрывок, при этом «художник» рисует мелодию маркером за мольбертом, другие члены команды изображают весеннюю полянку.
Атрибуты для команды: сиреневое полотно, цветы (на руку, бабочки на палочках, вертушки.
Вед. Спасибо команде зеленых! После весны следует всеми любимое лето!
Слайд «Летний пейзаж».
Домашнее задание команды красных – «Ожившее стихотворение» (5 мин.):
озвучить на ДМИ и инсценировать стихотворение, при этом стараться выразительно читать, чисто интонировать, слаженно играть:
«Колокольчики будили» В. Данько, М. Картушина
Дили-дили, дили-дили! Поют «динь-динь» в высоком регистре.
Колольчики будили
Всех жуков, Произносят «ж-ж-ж» на продолжительном выдохе.
Пауков Произносят «х! х!» на коротком, энергичном выдохе.
И веселых мотыльков. Поют нежно и легко восходяще-нисходящее
glissando на звук [у].
Дили-дили, дили-дили! Поют «динь-динь» в высоком регистре.
Колокольчики будили
Всех зайчат, Произносят «бл-бл» в высоком регистре.
Всех ежат, Энергично выдыхая, произносят «ф…ф…»
Всех ленивых медвежат. Поют восходящие трихорды: «ры-ры-ры».
И воробушек проснулся, «Чик-чирик!» в высоком регистре.
И галчонок встрепенулся. Произносят «Кар! Кар!» громко в среднем регистре.
Дили-дили, дили-дили! Поют «динь-динь» в высоком регистре.
Встали все, кого будили. Кричат «Ура!» и поднимают руки.
Вед. Отлично справилась с заданием команда красных! Сейчас прозвучит волшебная музыка французского композитора Клода Дебюсси «Лунный свет», а на экране вы увидите картины Анри Матисса. Это будет летняя музыкальная иллюстрация.
Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси.
Вед. Какая прозвучала музыка? Какими словами можно описать ее характер? Каждая команда может назвать по 2-3 слова, не повторяясь. Можно использовать словарь эмоций. Право высказаться командам передается по часовой стрелке.
Команды характеризуют музыку, затем называют средства музыкальной выразительности (по аналогии с первой беседой).
Вед. Сейчас еще раз звучать музыка Дебюсси, а команда красных зажжет фонарики и исполнит танец "Летняя ночь".
Повторно слушаем произведение (отрывок, при этом «художник» рисует мелодию маркером за мольбертом, другие члены команды изображают летнюю ночь.
Атрибуты для команды: светящиеся игрушки, цветы.
Вед. Спасибо команде красных! Теперь самое интересное! Мы будем конструировать! На ваших столах – задания для конструирования.
2 блок. Конструирование.
Звучат по очереди еще раз прослушанные музыкальные произведения. Демонстрируются видео-фрагменты, слайды.
Команда желтых из конструктора «ТИКО» создает модель «Фея Осени».
Команда синих из магнитного конструктора создает модель «Фея Зимы».
Команда зеленых создает из любого конструктора «Символ весны».
Команда красных создает коллаж из бумажных элементов в стиле А. Матисса «Сад Анри Матисса».
3 блок. Представление моделей
Команды представляют свои модели, отвечают на возникающие вопросы членов других команд.
4 блок. Рефлексия.
Участники мероприятия (взрослые) заполняют мини-анкеты:
Меня порадовало…
Меня удивило…
Я не согласна с тем, что…
Мне было интересно…
Оставляют отзывы о мероприятии.