Ольга Воробьева
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни).
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая.
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Поддержание у детей интереса к развитию собственных элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей навыки количественного счета в пределах 10.
2. Совершенствовать навыки сравнения групп предметов по количеству в пределах 10.
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности по теме „Осень“» размещена в разделах
3. Закрепить представления воспитанников о временах года, их последовательности и отличительных чертах.
4. Совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги, учить использовать в активной речи понятия: вверху, внизу, справа, слева.
5. Способствовать обогащению представлений о сезонных изменениях в природе.
6. Развивать познавательный интерес и активность воспитанников.
7. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, самостоятельность.
Материалы и оборудование
Оборудование:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор.
Ноутбук.
Мольберт.
Аудиозапись «Звуки осеннего леса».
Демонстрационный материал:
Мультимедийная презентация по теме совместной деятельности с детьми.
Счетный материал (осенние листья) по 10 шт. каждого вида.
Раздаточный материал:
Счетный материал (осенние листья) по 10 шт. на каждого ребенка.
Карточки с изображением осеннего узора из листьев на каждого ребенка.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за изменениями в природе.
2. Сбор на игровой площадке и рассматривание осенних листьев.
3. Беседа с детьми на тему: «Осенние приметы».
4. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Ход
1этап:
Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Воспитатель создает предметно-развивающую среду в Центре познавательной активности: демонстрационный и раздаточный материал, оборудование.
Подзывает детей. Они произвольно располагаются рядом.
- Как вы думаете, что перед нами?
Ответы детей.
- Для чего необходим этот материал?
Ответы детей.
- Что с ним можно делать?
Ответы детей.
- Что бы вы хотели с ним делать?
Ответы детей.
- Очень интересные предложения. А у меня тоже есть идея. Хотите ее узнать?
Ответы детей.
- Сегодня утром, когда я шла на работу, подул очень сильный ветер, и я увидела очень красивое явление природы. Кто из вас догадался, какое?
Предположения детей.
Если дети назвали листопад, то воспитатель говорит:
- Вы правы, это действительно был листопад.
Если дети не догадались:
- Это явление природы бывает только осенью.
Если и в дальнейшем дети не находят ответ на вопрос, то воспитатель читает четверостишье:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
- О каком природном явлении говорится в стихотворении?
(О листопаде)
- В какое время года бывает листопад?
(Листопад бывает осенью)
- Почему осенью с деревьев опадают листья?
(Осенью все живое готовится к зиме)
(На деревьях желтеют и опадают листья)
- Друзья, а вы хотели бы сейчас оказаться в осеннем парке?
Ответы детей.
- Мы можем это сделать?
Ответы детей.
- Что нам может помочь оказаться сейчас на природе?
Предложения детей.
- Я предлагаю узнать об этом вместе!
- Какой ты наблюдательный!
- Здорово, что ты такой любознательный!
- Я рада, что смогла заинтересовать вас!
- Точно!
- Мне понравился твой ответ!
- Как здорово, что ты об этом знаешь!
- Замечательно!
-У тебя очень важные сведения для нас!
- Верно!
- Класс!
- Согласна с тобой!
- Вот это да!
- Классное предложение!
2 этап:
Способствуем планированию детьми их деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- У меня есть предложение. Хотите узнать, какое?
Ответы детей.
- Мы можем закрыть глаза и представить себе, что мы находимся в осеннем парке. Хотите попробовать?
Ответы детей.
- Итак, ребята, я предлагаю вам отправиться в воображаемый осенний парк.
- Кто еще хочет?
- Я очень рада!
- Превосходно!
- Как вы думаете, что нам для этого необходимо?
- С чего мы начнем?
Ответы детей. - Ты классно придумал!
- Замечательная идея!
- Супер! Мы так и сделаем! Вы согласны?
- С какими трудностями мы можем столкнуться? Как их избежать?
Ответы детей.
- Что мы будем делать потом? Для чего это необходимо?
Ответы детей.
- Итак, что вы хотите сделать?
Ответы детей.
- Ты точно подметил!
- Верное решение!
- У нас обязательно получится!
3 этап:
Способствуем реализации детского замысла.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Воспитатель вместе с детьми закрывает глаза. Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса».
- Ребята, что вы слышите?
Ответы детей.
- Я слышу, как шумит осенний ветер, шуршит под ногами опавшая листва. Как вы думаете, где мы с вами находимся?
(В парке)
(На природе)
- Интересное предположение!
- У нас всё получилось?
- Это чудесно!
Дети открывают глаза. Воспитатель подзывает их к мультимедийному экрану или мольберту, на котором изображены осенние листья.
- Друзья, что вы видите?
Ответы детей.
- С каких деревьев опали эти листья?
(Это листья клена и березы)
- Как вы думаете, каких листьев больше?
Ответы детей.
- Как можно это проверить?
(Необходимо сосчитать листья и сравнить их количество)
Игровое упражнение
«Сосчитай и сравни»
(фронтальная деятельность)
Цель: упражнять детей в количественном счете до 10.
Дети считают листья, сравнивают их количество.
- Каких листьев больше, кленовых или березовых?
Ответы детей.
- Каких листьев меньше, кленовых или березовых?
Ответы детей.
- На сколько … листьев больше, чем … На сколько … листьев меньше, чем?
Ответы детей.
- Ребята, обратите внимание, на ваших столах тоже есть осенние листья. Как вы думаете, с каких деревьев они опали?
Ответы детей.
- Верно, это липовые и дубовые листья. Как вы считаете, что можно сказать о их количестве? Как это проверить (узнать?
Ответы детей.
- Класс!
- Какой ты наблюдательный!
- Интересно!
- Все согласны? Есть еще предложения?
- Как ловко ты справился с заданием!
- У тебя превосходно получилось!
- Ух, ты!
- Согласна с тобой, нам это очень необходимо!
- Отлично!
- Супер!
Игровое упражнение
«Считаем осенние листья»
(индивидуальная деятельность)
Цель: Закрепить навыки счета и сравнения групп предметов по количеству в пределах 10.
Перед детьми на столах лежит раздаточный материал (липовые и дубовые листья). Они на верхней части счетного полотна выкладывают по указанию педагога листья одного вида, а на нижнем – другого. Пересчитывают листья, сравнивают их количество.
(подгрупповая деятельность)
Педагог предлагает детям проверить правильность выполнения игрового задания друг у друга. Побуждает воспитанников к проявлению чувства товарищества, доброжелательности.
- Как здорово!
- Ты самый настоящий математик!
- Супер!
- Как легко у тебя все получается!
Игровое упражнение «Осенний ветерок»
(фронтальная деятельность)
Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Перед детьми лежат карточки с изображением узора из осенних листьев.
- Озорной осенний ветерок разбросал листья, получился вот такой узор. Какие чувства (впечатления) он у вас вызывает? Как вы думаете, что можно сделать с этим узором?
(Рассмотреть, выложить такой же или другой узор и т. п.)
- Интересные предложения. Вы сможете все их реализовать. А кто может назвать, лист с какого дерева лежит в центре?
Ответы детей.
- Какой лист лежит в верхнем (нижнем) левом углу? Какой лист лежит в верхнем (нижнем) правом углу?
Ответы детей.
- Ребята, я предлагаю вам выложить свой узор. Сможете?
(индивидуальная деятельность)
Дети на чистом листе бумаги выкладывают узор из осенних листьев.
(подгрупповая деятельность)
Воспитатель предлагает детям, сидящим рядом друг с другом, определить местоположение каждого листа, определяя его словами: слева, справа, левее, правее, вверху, внизу, в центре.
- Ты абсолютно прав!
- Я согласна с тобой!
- Может кто-то думает иначе?
- Кто еще хочет добавить?
- Верно подмечено!
- Какие интересные сведения!
- Я рада, что ты так много знаешь!
- Уверена, что нам пригодятся такие важные сведения!
- Супер! Ты точно подметил!
- Класс! Как интересно ты мыслишь!
- Согласна. Ты верно подметил!
- Может, есть еще мнения?
- Все согласны?
- Какие еще есть предложения?
- Отлично!
- Ты настоящий друг!
- Ребята, кто из вас помнит, о каком времени года мы с вами сегодня говорим?
Ответы детей.
- Какое время года наступит потом?
Ответы детей.
Игровое упражнение
«Времена года»
(фронтальная деятельность)
Цель: закрепить представления воспитанников о последовательности времен года.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог называет время года, рядом с ним стоящий ребенок называет то время года, которое наступит потом. Таким образом все воспитанники по очереди называют время года, согласно их последовательности.
- Как я рада!
- Согласна!
- Супер!
- Как же здорово ты справился с заданием!
- Точно подмечено!
- Может, есть иное мнение?
- Интересное предположение!
- Как точно ты выразил свое мнение!
4этап:
Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- Друзья, куда мы свами хотели попасть?
(В парк, на природу)
- Что мы хотели увидеть?
(Листопад)
- Смогли ли мы это сделать?
Ответы детей.
- Как мы это сделали?
Ответы детей.
- Что мы с вами сделали с осенними листьями?
(Считали, выкладывали узор, сравнивали их количество)
- Что было самым трудным? Почему?
Ответы детей.
- Чем бы вы еще хотели заняться? Как можно использовать осенние листья?
Ответы детей.
- Что вам для этого необходимо? Кто вам может помочь?
Ответы детей.
- О чем вы расскажите своим родителям и друзьям, которые не ходят в детский сад? Для чего?
Ответы детей.
- Мне тоже понравилась наша осенняя прогулка. Захар правильно назвал все листья, опавшие с деревьев. Миша замечательно пересчитал их, а Ксюша самая первая смогла сравнить их количество. У Кирилла получился замечательный осенний узор, а Вадим верно определил положение всех листьев на нем. Максим и Вика точно назвали последовательность всех времен года. В случае, если дети недовольны достигнутым результатом:
- Мне очень важно твое особое мнение!
- Какая необычная идея!
- Интересное предложение!
- Я думаю, что в следующий раз мы сможем реализовать твое предложение!
В случае, если дети довольны достигнутым результатом:
- Я согласна с тобой!
- Здорово!
- Супер!
- Это очень важно!
- Как я рада, что ты сказал об этом!
- Мне очень важно твое мнение!
- Превосходное предложение!