Лэйсян Гасымова
Методическая разработка проекта по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект
«Путешествие капельки» (2 младшая группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование осознания детьми значения воды в жизни людей, животных и растений через игры с водой, путем создания благоприятной обстановки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной ис-следовательской деятельности, практических опытов с водой;
2. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
Публикация «Методическая разработка проекта по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
3. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
4. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное об-щение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание бережного отношения к воде.
7. Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
МАТЕРИАЛ: развивающая среда, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки, краски, губки, трубочки, марля, деревянные брусочки, кусочки пенопласта.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА : Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Литературный ряд:
• малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
• сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»;
Музыкальный ряд:
• аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
• видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд:
Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки,
Иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»;
Оборудование Центра воды и песка;
Игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :
• Экологический стенд «Путешествие Капельки» (круговорот воды в природе).
• Выставка рисунков «Превращение Капельки».
• Выпуск плакатов «Зачем нужна вода?».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Беседа «Для чего нужна вода?»;
2. Занятие по познавательному развитию «В гости капелька пришла».
3. Занятие по речевому развитию «Водичка, водичка…»
4. Занятия по изобразительной деятельности :
«Дождик по земле прошёл», «Кому нужна вода», «Падающий снег» (рисование, «Ладошки - осьминожки» (рисование и аппликация).
5. Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
6. Оснащение Центра воды и песка.
7. Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
8. Чтение художественной литературы:
• К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
• С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка»,
9. Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
10. Сюжетные игры:
• «Купание куклы»,
• «Приготовим обед для куклы»,
• «Постираем бельё для куклы».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы работы над
проектом Деятельность детей Деятельность педагогов
1 этап –
ПОДГОТОВИТЕЛЬ-НЫЙ
Моделирование ситуации.
Выявление
проблемы. 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию.
2. Осознают и личностно вос-принимают проблему. 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите-ратуру по развитию наблюдатель-ности у детей младшего дошколь-ного возраста.
2. Подобрать дидактический мате-риал для проведения эксперимен-тальной работы.
3. Осуществить психолого - педа-гогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
4. Вводит в игровую ситуацию: помочь Волшебнице Воде найти потерявшиеся капельки.
2 этап –
ОСНОВ-НОЙ
Выделение задач. 1. Повысить уровень професси-ональной компетенции педаго-гов ОУ воспитательного про-цесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возрас-та.
2. Принятие задачи - совершить путешествие и найти капельки. 1. Подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспери-ментирования)
3. Организует деятельность
3 этап –
ПРАКТИЧЕ-СКИЙ
Продуктивная дея-тельность. 1. Читают стихи.
2. Исполняют танец «капелек»;
3. Опыты со снегом;
4. Игра со снежками;
5. Опыты со льдом;
6. Рисуют «портрет» воды. 1. Организует работу над проек-том,
2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность;
3. Во время танца детей рассказы-вает сказку о движении капель во-ды;
4. Активизирует инициативу детей в игровых действиях;
5. Обращает внимание детей на их рисунки, подчеркивая. Что на них изображена вода в разных ее со-стояниях.
4 этап –
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-НЫЙ
Презентация. 1. Рассказывают и показывают на коллаже состояния воды:
• капли,
• дождик,
• река,
• снежинки,
• облака
1. Организует презентацию кол-лажа;
2. Капелька вручает подарок и благодарит за оказанную помощь.
Распределение деятельности по этапам проекта
Виды деятельности Цели и задачи Ответственные
СЕНТЯБРЬ
- Прогулка целевая на огород.
- Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи; познакомить детей со свойствами воды. воспитатели
ОКТЯБРЬ
- «Купание куклы Айгуль»
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Наблюдение за дождем, лужа-ми.
- Чтение произведения К. И. Чу-ковского «Мойдодыр» Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться, и для этого необходима вода. воспитатели
родители
НОЯБРЬ
- Беседы о том, что вода необ-ходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. жи-вотные. Дать детям понять, что вода – это источ-ник жизни, и все живое на земле пьет во-дичку. воспитатели
родители
ДЕКАБРЬ
- Эксперимент (вода – лед – во-да)
- Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина из-бушка» Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода пре-вращается из твердого состояния в жид-кое, и наоборот. воспитатели
ЯНВАРЬ
- Наблюдение за испарением воды
- Эксперимент «В воде не то-нет»
- Игра «Пускаем кораблики» Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. воспитатели
родители
ФЕВРАЛЬ
- Эксперимент превращения снега в воду
- Беседы «что пьют животные и птицы зимой» Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их ми-ре. воспитатели
МАРТ
- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, сол-нышко выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем, куда исче-зает весь снег на улице. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться. воспитатели
АПРЕЛЬ
- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой ды-шать не может.
- Эксперимент «Воздух под водой» Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (экс-перимент с трубочками) воспитатели
родители
МАЙ
- Эксперимент «Окрашивание воды»
- Обобщенные беседы о свой-ствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого
- Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде. воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Создание пространственной среды
• Повышение квалификации воспитателя
• Интеллектуальное развитие детей
• Обогащение родительского опыта
• Положительные отклики родителей
• Открытие водной лаборатории
• Включение родителей в решение проблем детского сада,
повышение их педагогической компетентности
• Положительные эмоции малышей
• Бережное отношение к воде, к природе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром»
2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы»
3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
4. Кулик Г. И. и Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека»
5. Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в дет- ском саду» https://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/konsultaciya-dlya-vospitateley-po-teme-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost
6. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
7. Сотникова В. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.