Наталья Крылова
Основы работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В. А. Сухомлинский |
Публикация «Основы работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.
Педагогу следует оказывать социально-педагогическую поддержку развития личности ребенка с ОВЗ - относится к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям; учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии; сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).
Прежде чем начать работать с детьми ОВЗ – непременно нужно знать, что этот ребенок социально и психологически не защищен, поэтому любое занятие должно начинаться с создания у ребенка субъективного переживания успеха, помогут в этом приемы:
Снятие страха - «Ничего страшного.»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что.»
Авансирование - «У тебя получится.», «Ты сможешь.»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для.»
Педагогическое внушение - «Приступай же.
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно.»
Помогут почувствовать свою интеллектуальную состоятельность следующие приемы:.
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать., сможешь и сейчас).
Обязательно дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, театрализованная, художественно творческая - лепка, продуктивная, познавательная, социально-адаптивная.
Цель: Помочь ребенку с ОВЗ адаптироваться в мире технологий, развить коммуникативные навыки общения, развить сенсорные способности с помощью не традиционных методов: фитотерапии, арома-терапии, музыкотерапии, хромотерапии или цвета-терапии, рефлексотерапия и точечный массаж, кукла-терапии, сказка-терапии, песочная терапия)
Материалы и оборудование: интерактивные доски, мультимедийные устройство (аудио, видео техника, ТРИЗ, травы, сенсорный материал, песок, куклы, массажные коврики, ёжики.
Содержание:Занятия в игровой форме направленные на развитие различных способностей детей с ОВЗ.
Занятие I
Цель: Ознакомить детей с свойствами полезных трав, помочь ребенку ОВЗ почувствовать себя комфортно и расслаблено в социальной среде с помощью фитотерапии, как профилактического средства.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, с заранее подготовленной информацией о профилактических свойствах трав, ромашка (профилактика фитотерапией).
1. Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите, что это за чудесная коробочка?
- Это цветочки.
- Давайте посмотрим на нашей доске информацию об этих травах,
2. Основная часть
Воспитатель с помощью интерактивной доски показывает и рассказывает все об этих полезных травах, заваривает ромашку, и проси описать вкус.
Чайная процедура должна проходить в спокойной обстановке чтобы сохранялась поставленная задача. Любое зарождение конфликта должно быть сглажено немедленно.
Эффект будет чудесным!
Занятие II
Цель: Помочь ребенку ОВЗ почувствовать себя комфортно и расслаблено в социальной среде с помощью музыки (лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний., арома и цветатерапии (ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и других жизненно важных органов и процессов в организме.
Материалы и оборудования: Мультимедийные устройства с помощью которых возможно воспроизвести музыку, ароматизированные краски или фломастеры, бумага.
1. Организационный момент:
Воспитатель, не громко, включает музыку (Моцарта, и начинает спрашивать у детей:
-Что ты Сережа чувствуешь слушая эту музыку?
- …- Мальчик отвечает.
2. Основная часть
- Давайте попробуем нарисовать. Какой цвет подходит к этой музыке? – Спрашивает воспитатель предлагая выбрать из имеющихся фломастеров и красок, - Понюхай, а аромат подходит к музыке? Давай выберем – ребенок выбирает и цвет и аромат.
Всё занятие проходит под музыку, что позволит ребенку расслабиться и повысить хорошее настроение.
Занятие III
Цель: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ (песок обладает замечательным свойством снижать негативную психическую энергию, с помощью песка и воды формировать и развивать пространственно-количественные представления. Использование сказки для детей с ОВЗ, как терапии для достижения психологической защищенности.
Материалы и оборудования: интерактивная доска, столы с подсветкой для песочной терапии.
1. Организационный момент:
Воспитатель подводит детей к столу с песком – там уже начало сказки, но не дорисованной.
- Угадайте ребята, что за сказка?
2. Основная часть
Дети угадывают. Воспитатель включает начало сказки на интерактивной доске, выключает сказку и просит детей дорисовать этот отрывок сказки на песке.
- Давайте дорисуем сюжет.
Сказка разбивается на несколько сюжетов, чтобы у детей была возможность нарисовать несколько картин…