Людмила Першина
Методическая разработка наблюдений за природными объектами «Наблюдение за осенними деревьями»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: продолжать приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении, включать малышей в посильную деятельность по уходу за растениями. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.
Наблюдение №1.
Тема: Наблюдение - обследование за деревом.
Публикация «Методическая разработка наблюдений за природными объектами „Наблюдение за осенними деревьями“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Осенние деревья, листья. Наблюдения, прогулки
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают. Воспитывать умение замечать красоту осеннего дерева, стремление к бережному отношению к деревьям, умение ухаживать за деревьями
Ход наблюдения.
Воспитатель располагает детей полукругом вдалеке от березы. Показать и дать возможность полюбоваться красотой осеннего дерева. Предложить подойти ближе и провести обследование.
1. Что это? Посмотрите внимательно на дерево и найдите ствол, а кто хочет показать его рукой. Какой ствол по толщине? Миша, обхвати руками ствол дерева (если не может, то дети помогают ему, взявшись руками). Ствол толстый, широкий, круглый (или тонкий, узкий).Сколько стволов у дерева, один или много? Сделать вывод вместе с детьми, что у дерева один ствол.
Обратить внимание детей на цвет ствола. Он белый с черными пятнышками. Это дерево – береза. Его не спутаешь с другим деревом. Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Прочитать стихотворение: «Ее узнаешь по простой примете, Нет деревца белей на свете!» (А. Прокофьев)
2. А что еще есть у дерева? (листья, ветки).
Предложить дотянуться до самой нижней ветки. Толстая она или тонкая? Длинная или короткая?
Наклонить нижнюю ветку и обследовать ее вместе с детьми.
3. Рассмотреть листья. Какого они цвета (зеленые, желтые, красные? Вспомните, а какого цвета были листья летом? Большие они или маленькие? Предложить детям взять по листику березы и спрятать в ладошку. Видно? Маленький, его не видно в ладошках.
Посмотрите, я вам принесла листья дуба. Точно так же спрятать большой лист, чтобы дети поняли, что есть разные листья (большие, маленькие).
Вывод сделать вместе с детьми.
4. Предложить обвести пальцем по краю листа сначала березы, а потом по листу дуба. Какой он по форме? Чтобы дети поняли, что у листьев бывает разная форма.
5. Предложить найти под деревьями желтые, зеленые, красные листья.
6. Рассказ воспитателя: «Наступила осень. Деревья сбрасывают листву. Листья бывают разные по величине, форме и цвету. Они красивые, разноцветные, как ковер, лежат на земле.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах
– Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем
– Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят.
7. Предложить походить по участку, «пошуршать» листьями.
Наблюдение №2.
Тема: «Обследование коры деревьев».
Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление детей о коре и ее назначении, узнавать березу по внешнему виду закреплять представления детей о дереве, приобщить к процессу познания. задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.
Ход наблюдения.
1. Вопросы воспитателя: Сумеете ли вы найти березу на участке? Как вы догадались? Какого цвета ствол березы? Какого цвета листья березы? Какого размера листья березы (маленькие или большие? Береза это дерево? Воспитатель подводит детей к березе.
А вот и берёзка.
Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица – душа!
Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости. А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?
Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).
2. Ребята, первое задание березки потрогать ее, понюхать. Давайте потрогаем кору дерева. Какая она на ощупь (шершавая, гладкая? Теплая или холодная?
3. Предложить надавить на ствол: твердый или мягкий? Раздать детям фрагменты коры березы.
4. Зачитать следующий вопрос. Ребята, а вы сможете мне рассказать, какую пользу приносит моя кора и кора моих подруг? Для чего она нужна? Предложить детям высказаться по этому вопросу.
Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). Давайте потрогаем их. Они такие же гладкие или шершавые?
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. А мы с вами, чем дышим?
Предложить детям подышать. Через нос сделаем вдох, потом выдох. (несколько раз).
Вот так и березка дышит, только через черные черточки.
5. Сравнить кору дерева с кожей человека, одеждой. Вопрос: если нам холодно мы одеваем теплую одежду или легкую? Зачем? Чтобы согреться.
Потрогайте еще раз кору, она твердая или мягкая? Есть на ней трещины или нет?
Кора защищает дерево от холода и тепла, ветра, дождя.
Сделать совместный вывод о значении коры, о необходимости бережного отношения (не стукать,не прикасаться острыми предметами, чем можно повредить кору).
6. Дать представление практического применения коры березы. Показать туес из бересты, бересту с небольшим текстом.
Рассказ воспитателя: Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В те далёкие времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма на бересте. Такие письма, и сейчас находят археологи.
7. Обратить внимание детей на насекомых, которые ползают по стволу.
Дать представление о том, что кора служит для них укрытием (домиком).
Из березки готовят дрова, которые дают много тепла, согревают наши дома.
это берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей и лесных обитателей.
Берёзовый сок.
На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
Льётся на песок Дятел длинным языком
Золотистый сок, Капли сока лижет,
А лесной народ Бабочка уселась ниже -
Сок душистый пьёт. Пьёт прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По берёзе гладкой
Ползут, как по дорожке,
Всех берёза напоила,
За капелькой сладкой. Сладким соком оделила!
Берёза – щедрое и доброе дерево!
8. Предложить обнять березку и поблагодарить ее.
Наблюдение №3.
Тема: Наблюдение за рябиной на прогулке.
Цель: закреплять представления детей о дереве, замечать сезонные изменения в мире растений. Различать рябину от березы по характерным признакам.
Ход наблюдения.
1. Подвести детей к рябине.
Что это за растение? (рябина)
Рябина это дерево? Как догадались? Посчитайте количество стволов.
Рассмотреть листья рябины, отметить их необычность: на черенке много листочков. Веточка похожа на маленькую елочку.
2. Совершенствовать обследовательские действия. Приемы: 1) Вопросы: Сумеете ли вы найти березу на участке? Как вы догадались? Какого цвета листья березы? А рябины? Одинаковые ли они по цвету? 2). Обследование листьев березы и рябины. 3). Рассказ воспитателя: «Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. Листья березы рано начинают желтеть и кажутся золотыми. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие, легкие листья».
Приемы: 1). Рассказ воспитателя: «Рябина-одно из наиболее любимых деревьев. Недаром ее часто ласково называют «рябинушка». Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца. Летом ягоды рябины жесткие и невкусные. Их не клюют птицы и не трогают люди. Поздней осенью после заморозков ягоды приобретают более приятный горьковато-кислый вкус. Ягоды рябины особенно любят снегири».
Дать детям попробовать ягоды, спросить, какие они на вкус.
Художественное слово: «Красную ягодку Дала мне рябина. Думал я, что сладкая, А она, как хина. То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябинка хитрая, Подшутить хотела?»
Практическая часть: Предложить собрать листья и ягоды рябины в красивый осенний букет.
Наблюдение №4.
Тема: «Листопад».
Цель: Формировать представления о жизни деревьев осенью, показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие листопад.
Ход наблюдения.
1. В теплый погожий осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья – все желтое. Поэтому осень называют жёлтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья под ногами шуршат). Слышите, как они шуршат?
2. Посмотрите, то один листик летит к земле, то другой кружится – кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад».
- Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Повторяют дети за воспитателем. Он уточняет: легкие листья, вот поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».
Воспитатель кладет сухой листик на ладонь, предлагает любому: «Подуй!» Лист летит с ладони, все согласны: легкий лист.
Предложить каждому провести этот эксперимент.
3. Предложить дотянуться до нижней ветки дерева и тихонько потрясти. Что мы наблюдаем? Листьев много опадает или мало?
А что, если ветер налетит, ветки сильнее будут качаться? Больше листьев будет опадать?
Сделать совместный вывод о листопаде в ветреную погоду.
Ветер, проказник набежал, все листочки оборвал.
7. Предложить взять в руки листья, побегать по участку (ветер налетел, подбросить листочки вверх и понаблюдать, как они красиво кружатся. Потому что у нас: Листопад, листопад. Листья по ветру летят.
Наблюдение №5.
Тема: «Одеяло из листьев». «Кому нужны опавшие листья»
Цель: Дать представление детям о многообразии использования опавших листьев.
Ход наблюдения.
1. Вывести детей на площадку. Давайте посмотрим вокруг.
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Долго осень рисовала,
Прилегла она, устала.
Баю - бай, отдыхай!
Уснула осень. А мимо ветер пролетал, краски взял и смешал. На один листик брызнул жёлтой краской, а на этот пролил красную краску. (Показывать листья разного цвета)
Вопрос воспитателя: Осень, необыкновенный художник. Так раскрасила листочки красиво, а листопад их к нам принес. Давайте подумаем, что можно сделать из такой красоты?
2. Можно собрать красивый букет и украсить класс? Предложить детям собрать небольшие «букеты».
Жёлтых листьев соберу в пышный я букет.
Я домой их принесу,
Ими стол украшу.
И нарядно, как в лесу
Станет в доме нашем.
Обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке – она ведь не гуляла.
3. Воспитатель рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
4. Предложить детям палочкой приподнимать листочки с земли, обратить внимание, нет ли насекомых под листьями.
Кто найдет жучков, понаблюдать за ними. Какие они, маленькие или большие? Где их больше на листьях или под листьями? Как вы думаете, а что они делают? Наверно прячутся, живут.
5. Обратить внимание детей все ли, листья целые или нет? Рассказать, что листья служат едой для червячков, жучков.
6. Показать детям аппликацию из осенних листьев («Рыбка», «Бабочка»).
Давайте подумаем, что еще можно изобразить из листьев. Предложить из осенних листьев «нарисовать» дерево-елочку (листья рябины, шиповника,солнышко. Развивать фантазию. Можно выполнять по- одному, или по нескольку человек.
7. Совместный вывод о значении листьев.
Наблюдение №6.
Тема: Исследование территории садика.
Цель: Обобщить представления о многообразии деревьев, их отличии друг от друга.
Ход наблюдения.
1. Вывести детей на площадку. Воспитатель располагает детей полукругом вдалеке от березы, рябины. Показать и дать возможность полюбоваться красотой осенних деревьев.
2. Предложить назвать деревья, которые на участке. Почему это деревья? Посчитать,сколько стволов.
3. Предложить девочкам подбежать к березе, мальчикам к рябине. Собрать по листику.
4. Вспомните, какие листочки у березы. Маленькие или большие? Желтые или красные? У березы есть ягоды или нет? А у рябины. Какого цвета ягоды? Сладкие или горькие? Кто ест ягоды рябины? Птицы?
5. Давайте сравним стволы деревьев. У березы ствол толще, а у рябины тоньше. У рябины ствол темный, а у березы ствол белый.
6. Подвести детей к шиповнику.
Посмотрите внимательно. Это дерево? Давайте посчитаем сколько стволов. Один или много?
Много стволов. Это кустарник.
В руках воспитателя лист рябины. Посмотрите внимательно, похожи листья рябины и шиповника? Их листья похожи на елочку?
7. Обратить внимание детей на колючки. У шиповника ствол гладкий или колючий? Можно его брать в руки или нельзя? С шиповником будем осторожны!
8. Шиповник колючий, но очень полезны его ягоды. В них содержится витамин С.
Сорвать детям ягоды шиповника. Какого цвета ягоды? Понюхайте, как они вкусно пахнут. Их используют вместо чая.
Предложить разломить ягоду. Что под кожицей? Семена. Их много или мало?
Давайте семена уберем и попробуем на вкус ягоду. Вам понравилось?
9. Предложить поиграть. Правильно найди дерево, кустарник.
Подбежали к рябине. Подбежали к березе. Подбежали к кустарнику (должны подбежать к шиповнику).