Екатерина Чучкова
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
6 наблюдений
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей и побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
1 Наблюдение.
«Кто прилетает к нам на кормушку»
Цель: Закреплять знания о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.
-Воспитатель:
-Ребята, отгадайте мою загадку:
Рук нет, а строить умеет. (Птица)
Публикация «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
-О ком эта загадка? Почему думаете, что это птица?
- Давайте посмотрим, кто прилетел к нам на участок?
-Почему ты думаешь, что это воробей? (Описать птицу.)
-Ребята, посмотрите, а кто еще прилетел, что за птица? (Ворона.)
-Расскажите, какая она?
- Скажите, кто из них больше, крупнее?
-А клюв у них одинаковый?
-Кто из них сильнее?
-Кто кого боится? Почему?
-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о какой они птице:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это. (Ворона)
Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится хитрой кошки. (Воробей)
-Как кричат ворона, воробей, синица?Ы
Давайте послушаем, а вдруг услышим?
8Игровое упражнение «Кто как голос подаёт» :
- Ворона что делает? (Ворона каркает).
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
-А как они передвигаются? Покажите. (имитация движений) (Ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста. ,
Пальчиковая игра «Птички». Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т. д.
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
Задание: Понаблюдать за птицами вместе с родителями. Если заметите, что-то интересное в поведении птиц, расскажите всем.
Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку
2 Наблюдение.
«Что едят птицы»
Цель: Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм. Научить детей правильно их кормить.
-Воспитатель:
-Ребята, что это за стол накрывают для гостей?
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (Кормушка)
- А что мы насыпали с утра в кормушку? Какой корм?
- Снегири – ягоды рябины.
-Синицы – семечки,сало
-Голубь – хлебные крошки.
-Воробей – зерна.
-Давайте посмотрим, какие гости прилетели к нашей кормушке?
Прилетела к нам синичка
Это птичка-невеличка
Тинькает в саду весь день:
Тень-тинь-тинь, тилинь-тинь-тень.
- Давайте посмотрим, а что любит синичка? (Сало, семечки.)
-Как ест синичка? Какой у нее клюв?
-Про какую птичку говорится:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червяков,
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый. (Воробей)
-Чем может угоститься у нас воробей? Давайте посмотрим, что он ест?
-Как воробей берет корм? Какой у него клюв? А ест ли он сало? Почему не
-А что ест ворона? Кто видел?
-Какой клюв у вороны? (Изогнутый.)
-А прилетала ли ворона к нашей кормушке? Садилась ли она на нее?
-Что можно сказать про птицу, которая ест все? (Она всеядна.)
-Как она ест? Покажите. (имитация движений)
- Ребята, а много ли корма сразу съедают птицы?
- Правильно, едят они немного, но часто. Когда птица сыта, ей не страшен холод.
-А вот если бы вы стали птицами вы бы боялись: холода или голода? Голода. Почему (проблемная ситуация)
-А подкармливали мы птиц в теплое время года? Почему?
-А надо ли подкармливать их в холод? Почему?
-Давайте договоримся и будем их подкармливать каждый день, тем самым мы им поможем пережить холода.
-Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Дети выполняют движения по тексту:
-Птицы крыльями махали – все летали и летали,
-Птицы в воздухе кружились,
-На дорогу опустились,
-По дорожке поскакали,
-Крошки, зернышки клевали.
Подвижная игра “В птицу превратись”.
Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев других птиц.
Задание: Вместе с родителями сделать кормушки для подкормки птиц и вывесить около дома.
Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку.
3 Наблюдение.
«Какие они птицы. Что у них есть.»
Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде птиц. Выявлять характерные особенности птиц. Воспитывать желание заботиться о них, помогать им.
-Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, не видно ли у нас на участке птиц? Каких птиц вы видите
-Расскажите о воробье, какой он (небольшой описательный рассказ)
- А что вы знаете о вороне?
- Скажите ворона и воробей, чем-то похожи? Чем? Это птицы. (Уних есть перья, крылья, хвост, клюв, лапы.)
- А почему птицы летают? Что им помогает? (Крылья, хвост.)
-А можем ли мы полететь? Попробуйте. Почему нет (исследование)
- А когда птица летит, когда крылья у нее распущены или когда сложены?
-А зачем им перья? А меняют ли они их на зиму, как некоторые животные - заяц, белка.? (сравнение между птицами и животными)
- Как вы думаете, зоркие ли у них глаза? Хорошо ли они видят? Видят ли они нас?
-А видел ли кто уши у птиц? А есть ли они у птиц? А слышат ли они нас?
-А как проверить, что птицы нас слышат? (исследование)
-Птицы нас видят и слышат, поэтому как надо себя вести, наблюдая за ними? (Тихо, не шуметь, не делать резких движений, громко не разговаривать, быть осторожными.)
-Одинаковые ли у них клювы? Почему разные, с чем это связано? Что ест воробей, что – ворона (сравнение между птицами).
- Как ходит ворона, покажите. (имитация движения) Какие у нее лапы?
-А какие лапы у воробья? Как он передвигается? Почему не может ходить?
-Походите как вороны, покажите, как передвигаются воробьи.
-А есть ли у птиц враги? Кто?
-А трудно ли быть птицей?
-В какое время года птицам труднее? Почему?
-Чем мы можем им помочь?
Подвижная игра “Кто как передвигается? :
развитие творческого воображения, подражательности.
4 Наблюдение.
«Как птицы относятся друг к другу»
Цель: Показать детям, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание наблюдать за ними.
-Воспитатель:
-Вы дружные ребята? Как думаете, а птицы дружат? (составление небольшого рассказа).
-Какие птицы дружат между собой? Давайте понаблюдаем за ними.
-Почему думаете, что воробьи дружат? (Летают, стайкой, кормятся вместе.)
-А бывают ли среди них ссоры? Кто видел? Как они дрались? Как думаете из-за чего?
-Почему воробьи живут стайкой? (Легче добывать корм.)
-А вороны так же дружны между собой?
-А дружны ли вороны с воробьями? Может ли воробей на пасть на ворону? Почему нет?
-А если вы вдруг превратились в ворон, кого бы вы боялись? (проблемная ситуация)
- Как ведут себя птицы, если увидят корм? (Одна прилетит, затем слетаются другие.)
-Как они едят, не отнимают ли друг у друга корм? Ссорятся ли на кормушке? Почему птицы следят друг за другом?
-Так легко ли быть птицей? Почему нет? Кто бы из вас хотел быть птицей (составление рассказа «Если бы я был птицей)
Дидактическая игра "Назови ласково
Подвижная игра: «Воробьи и вороны»
Цель: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде, упражнять в ориентировке в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения.
5 Наблюдение
«Как птицы относятся к человеку»
Цель: Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.
Воспитатель:
-Посмотрите, прилетели ли птицы к нам на участок? Какие? Что они делают (составление рассказа)
- А как вы думаете, видят ли птицы нас?
- Слышат ли они нас? Что будет, если мы закричим (исследование)
-Боимся ли мы птиц? Почему нет?
- А боятся ли птицы нас? Почему думаете, что боятся?
- Как думаете, пугливы ли они? Как надо вести себя при наблюдении за птицами?
- Все ли птицы сразу при приближении человека улетают?
-Какие птицы смелее: воробьи, вороны, голуби?
-Как птицам согреться зимой? И где поесть (птицы зимой прилетают к человеку? (проблемная ситуация)
Хлебных крошек не жалей,
Птиц ты накорми скорей:
Птицам голодно зимой,
Давай заботиться о них с тобой.
Подвижная игра «Снегири»
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)
6 Наблюдение.
«Поведение птиц в хмурую и солнечную погоду»
Цель: Показать детям, что поведение птиц зависит от состояния погоды. Учить помогать им в холодное время года.
Воспитатель:
-Ребята, какая у нас сейчас погода?
- А видно ли наших друзей – птиц?
-Что они делают, давайте посмотрим?
-Как себя ведут?
- А когда холодно, чем заняты птицы? Весело ли им? Не мерзнут ли они?
- Почему в холода воробьи сидят, нахохлившись и прижавшись, друг к другу? Покажите, как они сидят. (имитация движений)
-А как вы думаете, бывает ли холодно вороне?
-Как она сидит на ветке во время холодов, морозов?
-А где греются голуби? (Под крышей домов, в отдушинах.)
-А рады ли птицы солнышку? Почему рады? Что они делают на солнце?
-Когда птицам легче живется: зимой или летом? Когда тепло или холодно? Почему (проблемная ситуация)
-Чем в холода мы можем им помочь?
И г р а малой подвижности: «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?» : дети становятся в круг, кому бросили мяч – должен ответить на вопрос. Например: воробей какой? И т. п.
Подвижная игра.
«Вороны»
Цель :умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, говорить то громко, то тихо.
-Вот под елочкой зеленой
-Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)
-Целый день они кричали,
-Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко)
(Дети бегают по участку, размахивая руками как крыльями)
-Только к ночи умолкают
-И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).
Список литературы:
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада: Для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Интернет :«Социальная сеть работников образования» ; «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»