Гаяне Авагян
Методическая разработка открытого урока
▼ Скачать + Заказать документы
КГКП «Школа искусств акимата Шемонихинского района»
Карта пиратских сокровищ
Предмет прикладная композиция
Методическая разработка урока
Преподаватель Авагян Г. С.
Тип урока : Урок путешествие
Форма урока : Практическая работа.
Всего часов: 45 мин.
Уровень образования уч-ся: 1 класс
Цели урока : Создание карты острова сокровищ в технике коллаж.
Задачи урока
Публикация «Методическая разработка открытого урока» размещена в разделах
• Познакомить детей с техникой коллаж.
• Сформировать навык быстро ориентироваться по заданным загадкам.
• Развить умение работы в команде.
• Развить умение видеть ценность в том, что не имеет ценности для других и вдохнуть в них новую жизнь.
• Воспитывать чувство композиции, чувствовать структуру и цветовые сочетания.
• Сформировать коммуникативные качества уч-ся.
Методы и приёмы :
• Поисковая беседа;
• Рассказ;
• Наглядный;
• Практический.
Принципы обучения:
• Связь теории с практикой;
• Доступность при необходимой степени трудности;
• Активности обучаемых.
Применяемые технологии:
• Метапредметные;
• Личностно – ориентированные;
• Развивающие;
• Игровые;
Ожидаемый результат:
1. Использование знаний из другой области на уроках ИЗО (мировые архитектурные сооружения).
2. Осознание ценности простых и ненужных предметов в искусстве коллажа.
3. Создание карты в виде коллажа.
4. С помощью разных по структуре и цвету фрагментов составить композицию в виде острова.
Оборудование и материалы:
для учащихся: Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, обрезки из журналов.
для учителя:
Заготовка в виде состаренной бумаги, сундук с сокровищами, флажки картинки чудес света, мешочек и карточки с загадками, значки для рефлексии, музыкальное сопровождение.
Этапы урока :
• Организационный момент.
• Постановка темы, цели занятия
• Изучение новой темы.
• Практическая часть.
• Рефлексия
Интернет ресурсы:
1. https://www.lookatme.ru/flow/posts/design-radar/178699-sovremenyy-kollazh-tsennost-neozhidannost-i-svoboda
2. https://ru.wikipedia.org
3. https://mshishova.ru/zagadki-pro-materiki-strany-i-goroda
4. https://www.stihi.ru
Методическое обоснование
Коллаж как техника, предполагающее наложение друг на друга предметов, кусочков бумаги и склеивание их вместе на твердой основе, уходит своими корнями в древность. Но коллаж в современном его понимании, как предмет высокого искусства, возник в 20 веке в ходе экспериментов Жоржа Брака и Пабло Пикассо, и с тех пор не терял своей актуальности, оставаясь символом авангардного искусства.
Считается, что коллаж стал родоначальником многих феноменов современной культуры - от компьютерной графики до клипового мышления. И в то же время коллаж является следствием ценностного мышления: художник - коллажист умеет видеть ценность в том, что не имеет ценности больше ни для кого.
Сегодня художник-коллажист коллекционирует не только эмоции, впечатления и занятные образцы бумаги, но и предметы, которые кажутся ему интересными. И эта особенность делает многие коллажи столь уникальными и неожиданными. Мало того, иногда коллажисты используют в своих работах и откровенный мусор, красота и ценность которого как по волшебству проявляется в произведении искусства.
Эту способность видеть ценность в ненужных и бесполезных вещах я постараюсь донести на уроке до учащихся с помощью созданной мною легенды о сокровищах пиратов. Погружаясь в атмосферу средневековья, когда по морям ходили корабли из дерева и карты рисовали специальные люди, дети попробуют поставить себя на их место и создадут карту.
Создавая коллаж уч-ся, развивают в себе чувство композиции и пропорций. Учатся сочетать разные формы, материалы и цвета.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель - Здравствуйте ребята! Сегодня вас ждет очень интересное и увлекательное занятие. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места и приготовьтесь к уроку. У вас на рабочем месте должен быть клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры и обрезки с журналов.
2. Постановка темы, цели занятия
Учитель - Скажите, ребята, вы любите книги, фильмы про путешествия, пиратов и сокровища?
Дети -ДА!
Учитель - Какие приключенческие произведения, фильмы или рассказы вы знаете? Кто в этих произведениях главные герои?
Дети – Ответы учащихся.
Учитель - А хотели бы вы побывать на их месте, совершить путешествие по миру и победить злобных и кровожадных пиратов?
Дети – ДА!
Учитель - Что нам нужно для нашего путешествия по морям и океанам?
Дети – Корабль, команда и капитан корабля.
Учитель – Корабль у вас есть. И я думаю, вы будите отличной и сплоченной командой. Кого у нас не хватает для полной картины?
Дети – Капитана!
Учитель - Капитана должна выбирать вся команда. Только хорошенько подумаете над своим выбором. Капитан будет самым главным на корабле.
Дети – Вы будите нашим капитаном.
Учитель – Что вас подтолкнуло к такому решению?
Дети - Выводы учащихся.
Учитель – Для меня будет честью повести такую смышленую команду навстречу приключениям.
(Включается музыка из фильма «Пираты Карибского моря»)
Учитель - А теперь представьте: вы сражаетесь с пиратами, которые грабили торговые суда. Схватка была не на жизнь, а на смерть. Вам удалось вырвать из лап злодеев сундук с золотом, награбленный пиратами.
(Учитель показывает сундук с сокровищем)
Вы прыгаете на свой быстроходный корабль и уплываете, прихватив сундук. Но злые пираты преследуют вас, они намерены отобрать свое золото.
И вот вашему взору открываются необычный остров. Он очень красив и в то же время загадочен. Он скрывает в себе много неизведанного.
- Вы готовы начать наше путешествие по таинственному острову?
Дети – Готовы!
Учитель - Мы с вами исследуем этот остров, исколесив его вдоль и поперёк, найдем скрытое, неприметное и надежное место, где можно спрятать сокровище.
- А если вы забудете, где они спрятаны, как вы потом найдете это сокровище?
Дети - Надо нарисовать карту!
Учитель – Правильно! А теперь сами скажите мне, чем вы будете заниматься сегодня на уроке?
Дети – Мы должны создать карту таинственного острова и спрятать на ней клад.
Учитель – Верно! Будьте очень внимательны, потому что остров собрал в себе все самые знаменитые чудеса со всего света. И ваша задача будет, обсудить и выбрать в какой из них сокровища будут в безопасности.
Как и остров, карта тоже необычная, потому что она должна быть в виде коллажа.
Дети – А что такое коллаж?
3. Изучение новой темы.
Коллаж – это технический приём в изобразительном искусстве. Он заключается в создании композиций, путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов которые мы считаем мусором.
Например, вспомните, когда вы вырезали какие-то детали открытки или поделки, то всю лишнюю бумагу выкидывали. А в коллаже наоборот, используется ненужные материалы, вдыхая в него новую жизнь.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
Кроме того, принцип коллажа широко применяется в музыке, но под названием «Флешмоб». Я думаю это название должно быть вам знакомо.
Дети – Варианты детей.
Учитель – Коллаж так же используют в: кинематографе; современной поэзии; рок-музыке.
– Чтобы вы лучше представляли себе, что такое коллаж, я покажу вам наглядные примеры, и потом мы с вами начнем создавать нашу карту.
4. Практическая часть
(В процессе работы заучит имитация шума моря)
Учитель - Итак, давайте определим цель нашего сегодняшнего урока, нашего путешествия?
Дети – Создание карты острова сокровищ в технике коллаж.
Учитель – Цель вам ясна?
Дели – Да, капитан!
Учитель – Тогда за дело команда!
На прошлом уроке мы с вами попробовали создать имитацию состаренной бумаги (ватман) и вырезали из ненужных журналов фрагменты наиболее похожие на природу: зелень; земля; вода; песок и т. д. Сегодня вы узнали, для чего все это предназначалось.
(На столе лежит состаренная бумага, разделенная на 2 части)
Как вы заметили, я специально разделила карту на две части. Как думаете почему?
Дети – Предположительный ответ детей - Чтобы не дать им найти сокровища, даже если одна половинка попадет им в руки.
Учитель – Верно! Именно поэтому вы тоже разделитесь на 2 команды и каждая группа будет делать свою часть карты.
1 группа будет работать, под голубым флагом с рисунком якоря.
2 группа будет под красным флагом с рисунком штурвала корабля.
(Дети предварительно разделены на группы)
Я назначу руководителя голубой группы Айнель, а красной Настю. Вы будите моими верными помощниками. (Помощники приветствуют капитана)
Давайте разделим ваши обязанности.
Сейчас задачей моих помощников, будет нарисовать примерную территорию острова и помните про композицию. Приступайте!
А все остальные, разделяют обрезки на зоны. У кого-то может быть будет кусочек леса или непроходимые джунгли или просторное поле. По краям острова могут быть щепанные пляжи, например.
Ножницами вы можете подравнять или убрать лишнее. При работе с ножницами помните про осторожность.
(На столе лежат 2 кучи обрезков для каждой группы)
Теперь приклеивайте каждый свой кусочек острова обклеивая обрезками.
Учитель - Какой великолепный и необычный остров у вас получился! Молодцы!
Кто помнит, что в ней еще должно быть?
Дети –Чудеса света!
Учитель – Правильно! Но не все так просто.
На столе у вас лежат их черно - белые распечатки, и каждому из вас достанется всего одна. Для этого вы должны отгадать мои загадки.
Сейчас я подойду по кругу к каждому из вас, и вы вытащите из мешочка по одной карточке с загадкой.
На столе у вас лежат картинки к загадкам, кто отгадал, подходите и найдите ваше чудо света.
Эта каменная лента
Опоясала Китай.
Длинная стена-легенда,
Как зовётся, отгадай?
(Великая Китайская стена)
А эта леди с факелом в руке
Являет независимость народа.
Её с парома даже вдалеке
Увидишь. Это – (Статуя Свободы).
В центре Лондона у Темзы
Дом Парламента стоит,
Каждый час на башне кто-то
Громко время говорит.
(Биг-Бен)
Как называется площадь
У стен Московского Кремля?
(Красная площадь)
Накрыл собою, он по кругу,
Шатер стеклянный и кривой.
В нем круглый год песок и солнце
Стоит в столице – (хан шатер)
В небо стремится «Железная дама»,
Башней зовется номер один
Не только во Франции, но на планете.
Чтоб насладиться с неё панорамой,
Сотни туристов сюда приезжают.
(Эйфелева башня)
(На столе вперемешку лежат картинки с чудесами света)
Учитель - Ребята, давайте разместим чудеса света на острове и приклеим.
- Последним и наиболее сложным этапом нашей работы будет, показать на карте по какому маршруту вы двигались и наконец, спрятать клад. Чтобы показать, как вы двигались по острову, надо черными пунктирными линиями проложить маршрут.
- Но с начала путем голосования вы должны выбрать самый запутанный и надежный из всех чудес света для сохранности сокровищ. Вспомните, есть ли у вашего чуда, например, лабиринтов, подземных тоннелей и т. д.
Дети - Предположительно ответ детей - Красная площадь
Учитель – Отличный выбор! Территория площади очень большая и запутанная. Она нам подходит.
Теперь мои верные помощники приступят к прокладыванию маршрута каждый на своей стороне карты, и подведут линию к площади. Как вы Дети – Красным крестиком.
Учитель – Верно! Не забывайте в процессе прислушиваться к советам и подсказкам команды.
- Чтобы запутать пиратов вы можете, проложить свой путь кругами или зигзагами.
Итог занятия:
Учитель - Наконец-то карта готова. Давайте соединим 2 половины и посмотрим, что получилось.
Рефлексия
Учитель - В нескольких словах расскажите про остров, который у вас получился ребята.
• Довольны ли вы своей работой?
• Какие были трудности?
• Понравилась вам техника коллаж? Чем?
• Где ее еще можно применить эту технику?
Ребята, для меня самым ценным является то, с каким настроением вы уйдете с моего урока. Давайте оценим наш сегодняшний урок. У меня в коробочке лежат золотые монетки и простые пуговицы. Если урок вам понравился, и вам было интересно, возьмите из него монетку, а если урок показался неинтересным – пуговицу.
(Монетки шоколадные)
Д/з. Дома найдите, пожалуйста, информацию про попавшую каждому из вас достопримечательность: когда была построена, кто является архитектором или автором задумки и т. д.