наталья осипчук
Сценарий квест-игры «9 Мая — День Победы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «БЕЛОСНЕЖКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Городской конкурс методических разработок
«Мы памяти светлой верны», посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года
Сценарий квест - игры
«9 Мая - День Победы»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Воспитатель I квалификационной категории
МДОБУ ДС № 11 г. Тында
Осипчук Наталья Викторовна
Г. Тында, 2020 год
Публикация «Сценарий квест-игры „9 Мая — День Победы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весенние календарные праздники
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Квест-игры на 9 мая
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это начальный этап развития личности человека, его ценностных ориентаций, социального сознания, нравственного отношения к окружающим сверстниками и взрослым, воспитания любви к своей Родине.
Именно поэтому в период дошкольного детства необходимо воспитывать у детей патриотизм, честность, порядочность и другие нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Не случайно, во всех нормативных документах по образованию упоминается о нравственно-патриотическом воспитании детей.
Так, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является задача усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
В федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
К тому же, 2020 год – это юбилейный год. Год 75-ой годовщины со Дня Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945гг.
Проблема в том, что современным детям все сложнее понять значимость этого праздника, героизм наших солдат на фронте, самоотверженность и стойкость женщин, стариков и детей в тылу.
Поэтому и возникла необходимость в рамках нравственно-патриотического воспитания сформировать представления дошкольников о Великой отечественной войне. Важно систематизировать знания детей о защитниках Отечества, о литературных произведениях о ВОВ и значимых событиях этого периода.
Я считаю, что наиболее эффективным способом педагогического воздействия на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях является применение в образовательном процессе квест-игр.
Квест - это игра, в которой путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем и трудностей. Необходимо разгадывать загадки, решать задания, выполнять какие-то упражнения или действия. То есть, необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. А задачи могут быть самыми разными: физическими, творческими, коммуникативными, интеллектуальными.
Учитывая развивающий и динамичный характер этой игры, я выбрала квест как одну из форм взаимодействия с детьми своей группы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Цель моей деятельности в этом направлении: создание условий для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе применения квест-игр.
Задачи:
1. Сформировать знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Сформировать элементарные знания норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
3. Сформировать представления о своей Родине, о людях, истории и культуре своей страны.
4. Способствовать развитию у ребенка нравственно-патриотических качеств личности: чувства гордости за свою страну, почитания героев, сострадания к погибшим в этой войне.
5. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и к защитникам Отечества.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для нравственно-патриотического воспитания детей.
Основными принципами, которыми я руководствовалась, стали:
- принцип интеграции, подразумевающий объединение разных видов деятельности: игровой, двигательной, познавательной, коммуникативной;
- принцип комфортности, предусматривающий создание атмосферы доброжелательности, непринуждённой обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процесс;
- принцип личностно ориентированного взаимодействия, включающий создание условий для раскрепощения каждого ребенка, стимулирующего творческую самостоятельность и активность;
- принцип вариативности, ориентированный на создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов включения в процесс квест-игры и степени активности.
Это важнейшие принципы организации работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО,
Технологической основой квеста стал деятельностный подход к нравственно-патриотическому воспитанию ребенка и к организации образовательной среды.
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, я разработала этапы работы по данному направлению и определила задачи по каждому этапу.
I этап. Организационный
Задачи:
1. Изучение соответствующей методической литературы.
2. Изучение технологии разработки квест-игр.
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.
5. Организация взаимодействия с родителями воспитанников.
II. Деятельностный
Задачи:
1. Разработка перспективного планирования.
2. Разработка и проведение образовательных и досуговых мероприятий по ознакомлению детей с ВОВ.
3. Привлечение родителей к организации и проведению квест-игры «9 Мая - День Победы».
III. Обобщающий
Задачи:
1. Проведение итогового мероприятия - квест-игры «9 Мая - День Победы».
2. Анализ результатов нравственно-патриотического воспитания.
3. Обобщение опыта профессиональной деятельности по теме.
На первом этапе я изучила литературу и выбрала методическое обеспечение по теме.
По квест-технологии :
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".
3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
4. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В. и др. «Образовательный квест - современная интерактивная технология» // «Современные проблемы науки и образования». –2015. - № 1-2.
По нравственно-патриотическому воспитанию:
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1.
2. Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост. : - М. : УЦ «Перспектива», 2012.
3. Ветохина А. Я. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов», 2010.
4. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.
5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. - М. : Гном, 2011.
6. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». – М: Сфера, 2010.
7. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003.
На основании методического обеспечения разработала учебно-методический комплект, включающий: перспективное планирование, конспекты НОД, конспекты тематических бесед, картотеки различных игр, сценарии спортивных военно-патриотических праздников и другие образовательные и досуговые мероприятия.
Особое внимание уделила предметно-пространственной среде.
В группе уголок патриотического воспитания «Моя Родина». Пополняется оборудованием, пособиями и атрибутами к сюжетно-ролевым играм: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы».
Внесены книги о ВОВ, альбомы с российской символикой, иллюстрации и другое оборудование, свидетельствующее о героическом подвиге нашего народа в ВОВ. Пополняется аудиотека и видеотека по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Разработала дидактические игры «Как называются военные профессии», «Узнай и назови боевую технику ВОВ», «Что лежит у солдата в вещевом мешке».
Таким образом, в группе были созданы все условия для нравственно-патриотического воспитания каждого ребенка, обеспечена психологическая комфортность и доброжелательная атмосфера.
На втором этапе я применила комплекс современных методов и средств: игровые и проблемные ситуации, задания-схемы, наглядное моделирование, драматизацию, которые позволили максимально развить познавательный интерес к истории нашей страны, сформировать знания детей о ВОВ в соответствии с их возрастными возможностями.
С детьми проводятся тематические беседы: о ВОВ, возникновении праздника «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики - будущие защитники Родины»,
Читали следующие книги: Л. Кассиль «Памятник солдату», С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю. А. Агебаев «День Победы», О. Высоцкая «Салют», Ю. Коваль «Алый».
Разучивали стихотворения о Дне Победы.
Разучивали и прослушивали песни на музыкальных занятиях и в группе: «Шли солдаты на войну», «Пусть всегда будет солнце», «Бравые солдаты», «Бескозырка» и др.
Результатом художественно-продуктивной деятельности стали рисунки: «Солдат на посту», «Праздничный салют», «Самолеты в небе». Лепили фигурки солдат и танки. Планируется составление коллажа «Гвоздики - мужества огни».
Для того, чтобы обогатить нравственно-патриотические преставления дошкольников я использовала современные технологии.
Прежде всего, это игровые технологии. Для этого использовала разнообразные виды игр, но обязательно наполняла их нравственно-патриотическим содержанием:
- дидактические игры, игры-задания и развивающие игры, которые наиболее эффективно дают возможность применить имеющиеся знания на практике, вызывают эмоциональный отклик на происходящее;
- игры-викторины, игры-эстафеты и игры-соревнования, которые способствуют формированию осознанного поведения в различных ситуациях, развивают двигательную активность, уверенность и самостоятельность дошкольников;
- подвижные игры, посредством которых совершенствуются движения, развиваются сила и ловкость.
Я всегда помогаю организовать игры детей со сверстниками на уровне ролевых взаимоотношений, участвую в играх детей на правах партнера.
Были организованы сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Лётчики», «Танкисты», «Саперы».
Для физического развития и оздоровления применила здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, игровой самомассаж. Особое внимание уделяю развитию двигательной активности детей посредством спортивно-патриотических мероприятий.
Активно использовала информационно-коммуникационные технологии, которые стимулировали познавательный интерес, творческую и двигательную активность дошкольников и помогают организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями.
Мною разработаны:
- презентации по вопросам патриотического воспитания дошкольников;
- презентации для детей;
- различные иллюстративные и информационные цифровые материалы, слайды для разучивания песен о войне.
В процессе нравственно-патриотического воспитания детей взаимодействие с родителями (законными представителями) носит системный характер и проявляется в активных формах работы.
С целью ознакомления родителей с методами и способами нравственно-патриотического воспитания налажено сотрудничество через:
- консультацию «Слушаем песни военных лет»;
- памятку для родителей «Как рассказать детям о ВОВ»;
- выставку «Книги для детей о войне»;
- выставку совместного творчества родителей и детей «Мы помним, мы гордимся!».
Запланированы беседы детей с родителями о родственниках - участниках ВОВ на тему «Герои в нашей семье», а также на темы: «Герои Великой Отечественной войны - наши земляки», «Георгиевская лента - символ Дня Победы».
Планируется создать «Стена памяти» в ДОУ.
Таким образом, я постаралась включить каждого родителя в единый совместный процесс нравственно-патриотического воспитания своего ребенка, что позволило значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников и полностью реализовать все поставленные задачи.
К началу третьего этапа у большинства детей будет сформировано понятие о государственном празднике «День Победы» и историческом наследии нашей страны.
Они знают военные профессии, виды войск, военную технику. Знакомы с произведениями поэтов, писателей, композиторов и художников на военную тематику.
Поэтому в процессе третьего этапа я акцентирую внимание на активном применении детьми усвоенных умений, организации их самостоятельной деятельности в процессе игр, чтении стихотворений, пересказе текстов о ВОВ.
Дети самостоятельно сделают праздничные открытки «Подарок ветеранам». Организована выставка детских рисунков и поделок, посвященной Дню Победы.
Как результат всей работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в начале мая 2020 года будет проведена квест-игра «9 Мая - День Победы», посвященная 75-летию Победы.
При разработке сценария квест-игры я ориентировалась :
- на современные формы и методы социального развития дошкольников;
- на применение развивающего обучения, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе взаимодействия с детьми;
- на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников моей группы.
Суть квест-игры такова : главнокомандующий прислал маршрутные карты, в которых указаны места, где можно найти фрагменты Ордена Отечественный войны. Для этого команды детей «Партизаны» и «Разведчики» в ходе игры совершают путешествие по маршрутному листу и выполняют соответствующие задания. После правильного выполнения задания команда получает фрагмент Ордена Отечественный войны и следует далее по своему маршруту для выполнения следующего задания.
В процессе квеста звучат стихи и песни о ВОВ, дети танцуют и играют в военно-спортивные игры. За выполнение всех заданий каждый ребенок награждается значком «День Победы - 75 лет».
Таким образом, комплексный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей и включение квест-игры в деятельность дошкольников повлияют на результаты образовательного процесса.
У детей :
• сформированы знания о Великой отечественной войне;
• сформированы моральные и нравственные ценности, принятые в обществе;
• сформированы любовь и уважение к своей Родине, к защитникам Отечества;
• развиты нравственно-патриотические качества личности: чувство гордости за свою страну, почитание героев, сострадание к погибшим в ВОВ.
У родителей:
• сформированы педагогические знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей;
• приобретён практический опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка;
• развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ и группы, которую посещает ребенок.
У воспитателя:
• сформированы профессионально компетенции, необходимые для нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
• создана развивающая предметно - пространственная среда в группе;
• обогащен опыт работы по теме.