Мирослава Орехова
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ: нейрогимнастика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИВЕТСТВИЕ
1 слайд
Здравствуйте, уважаемы коллеги тема моего мастер-класса: Эффективные современные технологии в работе воспитателя с детьми с ОВЗ: нейрогимнастика для дошкольников.
2 слайд
Цель: знакомство педагогов с нетрадиционным способом гармоничного развития детей с ОВЗ, с приемами нейрогимнастики.
Для достижения этой цели,я поставила следующие задачи:
1. Объяснить значение использования нейрогимнастики в работе над развитием детей.
2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики и оптимизировать интеллектуальные процессы.
3. Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу педагогов.
4. Повышать профессиональное мастерство, стимулировать коллег на обмен опытом.
3 слайд
Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы в детских садах значительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска новых эффективных форм и приемов для всестороннего развития детей в условиях ДОУ.
Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Современное поколение сидит возле гаджетов, в телефонах, у компьютера, с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Что же с этим делать? Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность – это нейрогимнастика (это нейроигры и упражнения.)
4слайд
Нейрогимнастика–это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.
5 слайд
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т. д
6 слайд
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Если обратиться к строению головного мозга, мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительные, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей. А так же лингвистических наклонностей.
А Вам, уважаемые коллеги, интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого я предлагаю вам, пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв.
1. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.
2. Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при закрытом левом глазе букву Л.
3. Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
4. Предлагаем поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.
Для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, и настроится на работу, предлагаю вам выполнить упражнение на развитие внимания и знание географии своего тела.
Упражнение «Нос, рот, голова»
Я читаю стихотворение, а Вы вместе со мной выполняете движения.
Нос, рот, голова,
Уши, щеки лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Руки, бедра и живот,
А потом наоборот.
Руки, бедра и живот,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Уши, щеки лоб, глаза,
Нос, рот, голова.
Уважаемые коллеги, межполушарное взаимодействие мы с вами наладили и настроились на активную работу.
7 слайд
Теперь, предлагаю приступить к практикуму и посмотреть на деле, что же такое нейрогимнастика. Сегодня, я познакомлю вас с простыми, но эффективными упражнениями на развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве и у вас будет возможность почувствовать благотворное воздействие её на себе.
8 слайд
Межполушарные доски
Упражнения способствуют развитию зрительно-моторной координации и формированию межполушарных нейронных связей.
• Одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.
• Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.
9 слайд
Упражнения на развитие чувства баланса.
За развитие чувства баланса отвечает мозжечок. Мозжечковая стимуляция повышает когнитивные и психические способности, становясь эффективным методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Ребенок стоит на поверхности доски округлой формы и попытках удержать равновесие. Нужно балансируя в положении стоя, выполнять простые движения по заданию педагога, под задаваемый ритм (это может быть музыка, считалка или счет). Предлагаю попробовать поочереди.
10 слайд
Жест и цвет
Упражнение предназначено для развития внимания, восприятия цвета и скорости реакции.
• Левой рукой ребенок показывает и называет цвета по кругу, а правой выполняй ту позицию, которая находится в верхней части игрового поля на круге такого же цвета.
• Педагог называет цвет,а ребенок обеими руками выполняет соответствующие фигуры.
11слайд
Нейрокарточки «Помоги животным добраться до еды, встретится»
Упражнения способствуют развитию межполушарных связей мозга.
Необходимо проходить дорожки двумя руками одновременно.
12 слайд
«Кулак, ребро, ладонь»
Упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения
Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе.
При усвоении упражнения, игра усложняется. Выполняется двумя руками следующее упражнение:
• Ладонь правой руки на плоскости, кулак левой руки (затем меняем положение рук)
• Ладонь правой руки на плоскости, ребро левой руки (затем меняем положение рук)
• Правая рука ребром на плоскости, левая ладонь, сжатая в кулак (затем меняем положение рук)
13 слайд
Нейрокарточки повтори по образцу
Упражнение способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.
Ребенок должен воспроизвести положение рук, которую он видит на картинке.
14 слайд
Как итог:
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений,а так же сопровождает речью и определенными волевыми усилиями,что, несомненно,развивает и самоконтроль ребенка. Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.
Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.
Спасибо за внимание!
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Педагог предлагает участникам высказаться на вопросы:
Сегодня я узнала…
Мне было…
Теперь я могу…
Меня удивило… (Обмен мнениями)
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу. Творческих всем успехов!