Лучший педагог года

Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка»

Марина Крамаренко
Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Росинка»

Методическая разработка конспекта

Тема: «Русская народная игрушка – Матрёшка»

Выполнила воспитатель: Крамаренко Марина Вячеславовна

п. Малинники

2019г

Содержание

1. Пояснительная записка…. 3

2. Введение…4

3. Основная часть….6

3.1 Методический блок…. 6

3.2 Информационный блок…16

Публикация «Методическая разработка конспекта занятия „Русская народная игрушка матрёшка“» размещена в разделах

3.3 Блок контроля знаний и сформированных компетенций….20

4. Заключение….22

5. Список литературы…24

1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

2. Введение

Актуальность. Познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях. Работая над данной темой, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с младшего дошкольного возраста. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Как отмечали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой: познание человеком достижений народной культуры, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Основная цель в данном направлении:

формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных

эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно - прикладным искусством, художественное слово. Работа строится на основе главных методических принципов : учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Необходимое условие приобщение детей к народной культуре - организация развивающей среды. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: макеты, народные игрушки, предметы русского быта : деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т. д. Второе условие — организация образовательного процесса, организация самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями. Третье условие - выбор содержания: малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки. Народные промыслы - народные игрушки (матрёшка, богородская игрушка. Народные игры (подвижные, хороводные, пальчиковые игры, игры-упражнения, развлечения, праздники. Основной формой организации работы с детьми

является непосредственно-образовательная деятельность, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации. Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре я считаю : использование фольклора в организованной образовательной деятельности:в познавательно- речевой деятельности, игровой, продуктивной. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Рассматривание народных игрушек. Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей с матрёшкой и богородской игрушкой. Это могут быть мини- занятия, предметно- манипулятивные игры, использование в организованной - театрализованной деятельности. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая. Одной из главных форм приобщения дошкольников к народной культуре являются праздники и развлечения. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении праздников, в совместной деятельности, в изготовлении атрибутов к отобразительным играм, театрализованной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, Рождество, Новый год, Масленица,

участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.

3. Основная часть

3.1. Методический блок

Технологическая карта занятия

Тема: «Русская народная игрушка – Матрешка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие» «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Цель: Формирование и развитие нравственно – патриотического чувства детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, как символом русского народного искусства;

- дать представление о том, как мастера изготавливают матрёшку;

Развивающие:

- развивать интерес к игрушке, воображение, память;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать связную речь;

Воспитательные:

- воспитывать дружеские отношения между детьми;

- воспитывать любовь к народному искусству;

Материалы и оборудование:

Демонстрационный дидактический материал;

Картинки с изображением различных матрешек;

Расписные матрешки.

Методы : наглядный, слуховой, словесный, практический.

Приё мы: коллективная и индивидуальная работа, беседа.

Подготовительная работа: беседа о матрёшках, игра с матрёшками, рассматривание узоров на них.

Этап, его продол-жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности Результат

Психологический настрой,

1 мин эмоцио-нальная поддержка ребенка.

Приветствие, воспитатель предлагает детям подарить гостям улыбки.

Приветствие, дети дарят гостям улыбки.

Психологическая готовность

Вводно- организационный,

1-2 мин Организация направленного внимания

Загадывание загадки Дети отгадывают загадку Показ матрёшек

Формальная готовность к предстоящей

деятельности, привлечение

произвольного внимания

Мотивационно- побудительный,

1-2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задача

воспитатель ставит перед детьми проблему занятия

В наш садик привезли матрёшек, которых не успел раскрасить мастер. Посмотрите на них).

И лицо нарисовано, и платочек раскрашен, а платье из простой белой ткани. Матрёшкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды.

-Поможете подружкам?

В. Какой же узор подойдет для украшения платьев? Я для своей матрёшки выбрала вот такой. - Посмотрите, что у меня получилось. Матрешка даже повеселела. А ваши матрёшки все еще грустят. Украсьте их платья. Выберите самый красивый и яркий цвет

(Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряя детей дорисовывающих дополнительные детали). Осознают и при-нимают постав-ленную задачу.

(ответы детей)

(Дети выполняют рисунок.)

(прикрепляется на фланелеграф заготовка матрёшки (показывают на игрушку)

(На мольберте воспитатель рисует узор, составленный из полосок разной толщины и цвета и точек, обращает внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажатия кисточки).

формирование желания помочь

Актуализация,

3мин Актуализация имеющихся

знаний,

представлений.

Создание ситуации,

в которой возникает необходимость Воспитатель читает детям сказку:

Давным – давно, в одном царстве – государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушкукуклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё меньше, и ещё. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Весёлая получилась куколка, смешная. И он долго – долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал её русским именем Матрёна. А так как куколка была маленькая, то Матрёшкой её все звали. С той поры для всех детишек мастер точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка – Матрёшка. Её не зря называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Дети сидят на стульчиках, слушают сказку воспитателя. Чтение сказки сопровождается показом презентации Воспроизведение информации,

необходимой

для успешного

усвоения

нового

Восприятие и усвоение нового

5-8мин Усвоение Воспитатель задаёт вопрос по прочитанному

Давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек?

В. Кто вытачивает матрёшек?

В. Что потом происходит с заготовкой?

В: А сможете ли вы показать, где самая большая, а где самая маленькая матрёшка?

В. Молодцы.

- У меня в трех мешочках лежит по одной матрёшке. Кто сможет на ощупь отыскать самую маленькую?

Дети отвечают на вопросы

Дети: матрёшек изготавливают из дерева

Дети: Матрёшек вытачивает мастер.

Дети: Её расписывают.

.

(Дети показывают).

(Дети выполняют задание).

Физкультминутка

1 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

воспитатель проговаривает и показывает движения

Дети участвуют в игре.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Снятие напряженияэмоциональная и физическая разрядка

Практическая работа 5-10мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и

умений воспитатель рассказывает детям последовательность,

приёмы

выполнения шаблонов Практический показ,

проговаривание. Овладение определен-ным объемом практических

навыков и умений при обучении продук-тивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать

Рефлексивно- практическая работа

3 мин Формирование эле-ментарных навыков самоконтроля воспитатель предлагает разложить выполненные детьми шаблоны Дети рассматривают готовые шаблоны Коллективное выполнение работы Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Заключительный этап.

Рефлексия

3 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта Ребята, о какой русской народной игрушке мы с вами сегодня беседовали?

Из какого материала изготавливает мастер матрёшек?

Матрёшку можно подарить нашим гостям. Позже мы ещё раз со всеми ребятами разукрасим матрёшек и подарим их мамам.

Ребята, вы были очень внимательны, отзывчивы, добры, трудились, как настоящие мастера, поэтому у вас все получилось!

(Матрёшка)

(Из дерева)

Дети вручают подарки гостям. Все вместе рассматривают

получившихся матрёшек. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков

3.2 Информационный блок

В своей работе я использовала педагогические технологии:

- здоровье сберегающие технологии

- информационно-коммуникационные технологии

- личностно-ориентированные технологии

- игровая технология

На занятии были использованы методы :

- наглядный

- слуховой

- словесный

- практический

Организационный момент

Просмотр презентации

Слушание рассказа о матрешках

Дидактическая игра

Демонстрационный материал

Практическая работа с детьми

Использование ИКТ – презентация «Русская народная игрушка- Матрёшка»

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

3.3 Блок контроля знаний и сформированных компетенций

№ Вопросы для изучения

Да Нет Частично

1. Постановка цели занятия +

2. Организация действий детей по принятию цели деятельности +

3. Соответствие содержания учебного материала поставленной цели +

4. Методы обучения обеспечили :

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей для достижения поставленной цели

+

+

+

5. Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели занятия

+

6. Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребёнка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности

+

+

+

7. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели

+

8. Использование оборудования на занятии +

9. Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект

+

+

+

4. Заключение

Занятие проводила с детьми младшей группы. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Тема занятия : «Русская народная игрушка – Матрёшка». Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей младшей группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия обозначена как формирование и развитие нравственно – патриотического чувства детей младшего дошкольного возраста.

Мною были поставлены следующие задачи:

образовательные — познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, как символом русского народного искусства; дать представление о том, как мастера изготавливают матрёшку;

развивающие — развивать интерес к игрушке, воображение, память, развивать мелкую моторику рук, развивать связную речь;

воспитательные —воспитывать дружеские отношения между детьми, воспитывать любовь к народному искусству;

В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

На занятии использовались следующие методы : словесные (были использованы неоднократно); наглядные методы использовались на протяжении всего занятия; практические методы — выполнение творческого задания.

Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.

5. Список используемой литературы:

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство – Пресс. 2008г.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина Санкт-Петербург «Детство - Кросс» 2008 – 400с.

3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1999 г.

4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 2010г.

5. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М. : Просвещение, 2007г.

6. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 2001 №3; 2002. - №

7. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : Паритет, 2010.

8. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

9. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

10. Русская матрёшка. М. : Мозаика, 2003.

Интернет- ресурсы:

- nsportal.ru " Социальная сеть работников образования"

- www.maam.ru " Для воспитателей детских садов"

- www.o-detstve Педагогический портал " О детстве"

Публикации по теме:

Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка»Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: Закрепить знания детей с матрёшке как народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Методическая разработка конспекта НОД «Опасности в твоем доме» Методическая разработка Конспект НОД Тема: «Опасности в твоем доме» по познавательному развитиюдля детей старшей логопедической групп Воспитатель.

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи «Морские и речные обитатели» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги,.

Методическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 летМетодическая разработка конспекта занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Детский клуб «Чайка» «Люблю.

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством.

Методическая разработка конспекта занятия «Путешествие в мире звуков и слов» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР IV уровня речевого.

Экскурсия в музей детского сада «Русская народная игрушка. Матрёшка» Программное содержание: • Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских; • Рассказать об истории богородского промысла,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка»
Опубликовано: 19 сентября 2019 в 21:42
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка конспекта занятия «Русская народная игрушка матрёшка»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Крамаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД