Наталья Фролова
Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности.
Экскурсия-занятие в мини-музее «Русская изба» на тему: «Русская народная игрушка»
Цель. Уточнение и расширение представлений детей о русских народных игрушках.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия-экскурсии „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
• Обобщить знания детей о русских народных игрушках, соломенных, деревянных (богородских, глиняных игрушках – дымковских и филимоновских, тряпичных куклах. •
• Расширить знания о самой популярной деревянной игрушке – матрешке.
• Продолжать знакомить детей с народными традициями.
• Формировать умение изготовлять куклу-закрутку.
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
• Воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Развивающие:
•Развивать память, внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Развить у детей интерес к русскому декоративно-прикладному искусству и художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства.
Материалы для занятия :
Народные игрушки : дымковские, филимоновские, богородские иггрушки, тряпичные куклы, матрешки;
Совместная образовательная деятельность сопровождается мультимедийным показом.
Ход-экскурсии-игры.
Воспитатель: Ребята, хочу пригласить вас в музей русской народной игрушки. Вы знаете, что такое музей (ответы детей? Напоминаю вам, это помещение, где хранятся предметы, имеющие свою историю. Как нужно вести себя в музее (культурно, вежливо, тихо, без разрешения ничего руками не трогать? Проходите в помещение музея (дети проходят).
1. Сюрпризный момент.
(Дети слышат, что кто-то зовёт на помощь.)
Кукла Аня: Помогите, ау, ау!
Воспитатель: ребята, вы слышите, кто-то зовет на помощь.
Воспитатель и ребята находят маленькую куклу.
Кукла Аня: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Аня, и я потерялась. Ходила я ходила по детскому саду и забрела сюда. Скучно мне здесь одной.
2. Русская народная игра «Веселая карусель»
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая Аня грустная, давайте поиграем в русскую народную игру «Весёлая карусель» и развеселить Аню.
Звучит русская народная музыка.
Дети берутся за руки.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише-тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз-два, рад-два:
Вот и кончилась игра.
(Игру можно повторить 1-2 раза, по желанию детей)
Поиграв, дети и воспитатель замечают, что кукла Аня развеселилась.
3. Дидактическая игра «Разные игрушки»
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько разных игрушек на столе : видно, кто-то поиграл и игрушки не собрал
Кукла Аня. Ребята, давайте поможем навести порядок. Помогите, пожалуйста, расставить игрушки на места. Игрушки нужно разделить на группы по видам. Поможете? Давайте вспомним, какие русские народные игрушки вы знаете (глиняные, деревянные, соломенные? Молодцы! Вот пустые столы (на них лежат картинки с изображением глины, соломы, дерева, здесь раньше стояли игрушки. Посмотрите на первый стол. Как вы думаете, какие игрушки будут стоять на этих столах? Почему (дети отвечают на вопросы?
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, послушайте. Когда станете переносить игрушки, будьте осторожны, берите по одной, носите аккуратно, ставьте красиво на столы. Приступайте к работе, а мы с Аней проверим, правильно ли вы все сделали.
После выполнения задания воспитатель с куклой проверяет, все ли сделано правильно. Если есть ошибки, исправляет.
4. Дидактическая игра «Назови игрушку» - упражнение в образовании относительных прилагательных.
игрушка из дерева (какая) –деревянная (матрешка, дудка»;
игрушка –из глины (какая) глиняная (свистулька);
игрушка из керамики (какая) –керамическая (куколка);
игрушка из соломы (какая) – соломенная;
игрушка из тряпок (какая) - тряпичная.
5. Рассказ воспитателя о происхождении матрешки.
Послушайте загадку, она расскажет ещё об одной игрушке.
Воспитатель: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
Воспитатель: А, хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали?
Дети: Да.
Воспитатель: В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец (человек, который продает и покупает). Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику Семену, который жил в деревне Семенов и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “ Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?”. Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам”. Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком. Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек, а так же ягодки, травинки, листочки. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца. Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные (дети рассматривают матрешку). Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен. Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…
Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек.
Воспитатель: И расписал мастер их нарядными, красивыми. Дети, а кто знает, как звали мастера?
Дети: Семенов.
Воспитатель: А почему?
Дети: Жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов.
Воспитатель: В честь кого куклу назвали Матрешкой?
Дети: В честь дочери мастера Семенова Матрены.
Воспитатель: А каким узором расписывал мастер своих матрешек?
Дети: Цветочками, ягодами, листочками, травинками.
6. Физкультминутка «Матрешки»
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладошки
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладошки
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладошки,
Мы похожи, словно сестры
Ладушки, ладошки.
7. Дымковские игрушки.
Кукла Аня. -А вот посмотрите, какие глиняные игрушки есть в музее :
Это Дымковские игрушки :
Мягко падает снежок.
Вьётся голубой дымок.
Точно в дымке всё кругом, голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
В селе рождались чудо-сказки.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Петушок, петушок.
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через темный лесок.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
8. Филимоновские игрушки.
Это, Филимоновские игрушки. В Тульской области жил дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Такие игрушки продавали на ярмарках и базарах в городе Туле.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
Стоят все на стройных ножках.
Вся краса в рогожках.
Свистульки-петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы.
9. Пальчиковая гимнастика «Лепим из глины»
Тили – тили – тили – тили – ладошка, кулачёк.
Глину дружно замесили – месят ручками
На кусочки поделили – отрывают
И игрушек налепили – ладошка к ладошке
Курочки и петушки,
Зайцы, барышни, свистки – загибают по одному пальчику
В гости приходите – руки в стороны
И на них смотрите – очки из пальчиков.
10. Рассказ о тряпичных куклах.
Ребята, в нашей избе находятся тряпичные куклы. Как вы думаете, почему они называются тряпичными (они сделаны из ткани? Из пестрых лоскутков (можно показать разные тряпочки, которые оставались от пошива одежды. Куклы появились очень давно. Их очень любили, ценили, бережно к ним относились, мама передавала своей дочке.
Русская тряпичная кукла простая,
Славила Россию игрушка такая.
Бодрая, веселая, немного озорная.
А по характеру Русская,
Значит нам – родная.
11. Игра «Сравни кукол»
Давайте посмотрим на тряпичные куклы и нашу современную куклу Аню. Чем оии похожи (ответы детей? У куклы нет глаз, чтобы кукла не могла навредить, раньше говорили: сглазить. Куклы были разные. Такие куклы были необычайно прекрасным и дорогим подарком на любой праздник. Так как называлась эта кукла?
12. Заключение.
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем кукле Ане, о чем мы сегодня говорили? Какие игрушки вам нравятся и почему? А сейчас я приглашаю вас в группу, где мы с вами смастерим своими руками куклу-закрутку из лоскутков ткани.