Ольга Лашевская
Методическая разработка конспекта занятия «Путешествие в мире звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением ОНР IV уровня речевого развития
«Путешествие в мире звуков и слов»
Тема: автоматизация звука [р]
Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах.
Задачи:
1. Закрепление навыка произношения звука [р] изолированно, в слогах и словах.
Публикация «Методическая разработка конспекта занятия „Путешествие в мире звуков и слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
2. Развитие фонематического анализа и синтеза: узнавание звуков на фоне слова, выделение первого согласного звука в слове, изменение одного звука в слове на другой с использованием слов – квазиомонимов.
3. Развитие слогового анализа и синтеза (определение количества слогов в слове, выделение в словах ударного слога).
4. Развитие сложных форм фонематического анализа: определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
5. Обогащение словарного запаса по лексической теме «Животные».
6. Совершенствование навыка координации речи с движением.
7. Развитие зрительного восприятия, слухового внимания и мышления.
Оборудование: картинка с изображением тигра; картинки с изображением животных в названии которых есть звуки [р]; картинки для вычленения первого согласного звука в слове; набор фишек трёх цветов по количеству детей.
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами совершим путешествие по стране звуков и слов.
Много с звуками хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд, -
Превратятся звуки в слово
И – с тобой заговорят.
- Если из названия каждой картинки вы возьмёте первый звук слова и объедините эти звуки в слово, то узнаете, кто придёт к нам на занятие.
ТЕЛЕГА – ИГЛА – ГАЛСТУК - РАК
- Да, это тигр.
II. Повторение усвоенного на предыдущих занятиях материала
А теперь послушайте стихотворение про тигра.
Тигру скучно без игры
И рычит он громко:
- Р – р – р – ры!
Потому, что жить без игр
Не желает больше тигр!
- Какой звук повторялся чаще других звуков в этом стихотворении? (да, звук [р])
Наш гость действительно очень любит играть. А теперь внимание:
Раз, два, повернись,
Ну-ка, в тигра превратись.
Изобразите сердитого тигра и покажите, как он грозно рычит.
- Похоже ли рычание тигра на то, как звучит звук [р]?
- Вы догадались о каком звуке мы будем говорить сегодня (о звуке [р]).
Тигр спрашивает, что это за звук – гласный он или согласный? (согласный)
- Глухой или звонкий? Как определили?
- Как звучит этот звук в моём названии? (твёрдо)
- Молодцы, а теперь выполните звуковой разбор слова тигр с помощью фишек.
- С какого звука начинается слово? (с мягкого согласного звука [ть])
- Назовите второй звук слова. ([и])
- Гласный это или согласный. Фишкой какого цвета вы его обозначили? (красной)
- Назовите следующий звук, как он звучит, твёрдо или мягко? – [г] (звучит твёрдо)
- Какой ещё звук слышится в слове ТИГР? ([р])
Сколько всего звуков в слове тигр (четыре)
- Сколько слогов в слове тигр? (один) Как узнали? (в слове столько слогов, сколько гласных звуков). Обозначьте звуки слова с помощью букв разрезной азбуки.
- Как можно изменить это слово, чтобы слогов стало больше? (тиг - рё- нок) Да, назвать ласково.
- А ещё можно образовать множественное число от слова тигр. Получится – тигры)
- Давайте изменим и схему слова, добавив ещё один звук и одну букву.
- Фишкой какого цвета, вы обозначили звук [ы]? Почему? (красной фишкой, потому что это гласный звук). Какую букву добавили?
- Сколько теперь слогов стало в слове? (два)
- Назовите гласные звуки. ([и], [ы])
- А какое слово получится, если первый звук слова ТИГРЫ исчезнет? – логопед показывает ребус (да, получится слово ИГРЫ)
III. Упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия
- Вот и наш тигр тоже любит разные игры и предлагает сыграть в игру со звуками.
Мы со звуками играем
Звуки в слове изменяем.
Тигр будет называть слова, а вы должны будете заменить первый звук в словах на звук [р].
КОТ - РОТ НОГА – РОГА МЫЧАТЬ- РЫЧАТЬ
МАК – РАК КОЗЫ - РОЗЫ ПУГАТЬ – РУГАТЬ
МУКА – РУКА ТАНЕЦ – РАНЕЦ ХОБОТ - РОБОТ
ШОВ – РОВ
- Тигр спрашивает, как вы думаете, изменятся ли слова, если из них исчезнет звук [р]? Давайте проверим. Тигр будет «бросать» вам слова, в которых есть звук [р], а вы «верните» слово без этого звука.
Логопед называет слово и показывает картинку – ребус.
КРОТ – КОТ КРОШКА – КОШКА
МАРКИ – МАКИ КРАСКА - КАСКА
- Молодцы, хорошо поиграли! Давайте немного отдохнём.
IV. Физминутка
Раз, два повернись
Ну-ка, в тигра превратись.
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, одну руку поднимите вверх, другую отведите в сторону. Сделайте вдох, затем поменяйте положение рук и с удлинённым выдохом произнесите звук «Р- р- р – р –р»
V. Упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия
- А где можно увидеть тигров? (да, в зоопарке).
Именно оттуда и пришёл к нам на занятие наш тигр.
- Хотите узнать какие ещё животные есть в зоопарке? Тигрёнок будет показывать картинки, а вы хором называйте их.
(СТРАУС, ЖИРАФ, КЕНГУРУ, ВЕРБЛЮД, ЗЕБРА, КРОКОДИЛ, ЖИРАФ, НОСОРОГ, БЕГЕМОТ, ГЕПАРД)
- В названии какого животного нет звука [р]? (бегемота)
- Назовите животное, в названии которого после звука [р] гласный [у]? (кенгуру)
- Назовите животное с гласным [о] после звука[р]?
(носорог)
- Назовите животных, с гласным[а] после звука [р]?
(страус, зебра)
- А теперь тигр предлагает поиграть в игру «Сосчитай звуки».
Мы со звуками играем
Звуки в слове сосчитаем.
- Внимательно послушайте и сосчитайте, сколько звуков [р] вы услышите, когда я буду рассказывать про животных.
«Носит мама – кенгуру
В тёплой сумке детвору»
- Сколько звуков [р] вы услышали? (два) – такой вопрос логопед задаёт после произнесения каждого двустишия.
«Кто один имеет рог «Этот зверь раскрашен броско
Отгадайте – носорог» В чёрно – белую полоску»
«Бегемот разинул рот «У него огромный рост,
Булки просит бегемот» Два горба, копыта, хвост»
«А зубастый крокодил, «Я про страуса, про Эмму
Чуть меня не проглотил» Написал бы вам поэму»
«Хоть на носу огромный рог,
Совсем не страшен носорог»
- А сейчас возьмите конверты, достаньте цифры и разложите их по порядку.
В стране слогов и слов порядок строг,
Во всяком слове есть ударный слог.
Зовётся он ударным оттого,
Что выделяют голосом его:
Как будто молоточком ударяют –
И в каждом слове это повторяют.
Тигр сейчас будет называть животное, а вы должны будете повторить название, выделив голосом ударный слог, и показать с помощью цифры, который он по счёту в слове. Выдвигайте нужную цифру из ряда вверх.
СТРАУС, КЕНГУРУ, ВЕРБЛЮД, ЗЕБРА, КРОКОДИЛ, ЖИРАФ, НОСОРОГ, ТИГР, БЕГЕМОТ.
1 3 2 1 3 2 3 1 3
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Молодцы, тигр очень рад, что вы умеете произносить звук [р], изменять звуки в слове, определять количество слогов в словах и отгадывать загадки.
- Покажите весёлого человечка, если вам на занятии было всё понятно и понравились задания тигра. Если вы не знаете понравилось занятие или нет – покажите скучного человечка, и грустного человечка, если занятие не понравилось, а задания показались слишком сложными.
Наше занятие окончено. Спасибо вам за хорошую работу.