Получи документы

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка»

Наталья Пардаева
Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка»

конспект занятия в средней группе на тему :«Народная игрушка»

Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Публикация «Методическая разработка проекта в средней группе на тему „Народная игрушка“» размещена в разделах

Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.  Родители практически не покупают современным детям народные игрушки.  Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие:

Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др., с разными видами декоративно – прикладного искусства.

Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)

Речевое развитие:

Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

Формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации

Познавательное развитие:

Продолжать работу по формированию интереса к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта

Учить использовать эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, размер, вес и т. д.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал); учить осуществлять анализ объектов: выделять целое, затем его части, детали и их пространственное расположение.

Художественно – эстетическое развитие:

Развитие продуктивной изобразительной деятельности детей. Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек; формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; учить выделять элементы городецкой росписи.

Совершенствовать умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с художественным образом. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

Физическое развитие:

Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

Актуальность проекта : Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.  Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Формы реализации:

Беседы;

Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки;

Творческая и продуктивная деятельность;

Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея;

Взаимодействие с музыкальным руководителем;

Чтение художественной литературы;

Дидактические и конструктивные игры;

Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий

Оснащение предметно - развивающей среды;

Работа с родителями.

Продукты реализации :

Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»

Оформление в группе игротеки «Народная игрушка», картотеки народных игр

Изготовление кукол, игрушек для сюжетно – ролевых и народных игр ;

Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки»

Презентация проекта;

Предполагаемый результат: - Знание разнообразных видов народных игрушек и народного фольклора;

- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой;

- Устойчивое желание играть с народной игрушкой

План реализации:

ЭТАП: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Целеполагание

Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

Анкетирование детей на тему : «Зачем нужны игрушки и как с ними играть

Беседа «Какие народные игрушки ты знаешь

2. Введение в проект Предложить принести в группу свои любимые игрушки.

Оценивание: Д/И «Назови любимую игрушку» (с помощью наводящих вопросов, объяснить почему именно эта игрушка любимая)

Вызвать у детей желание познакомиться с разными народными игрушками, видами народного искусства, играть в хороводные и народные игры;

Создание «Волшебного сундучка» с народными игрушками и предметами русского фольклора.

3. Работа с родителями Анкетирование родителей на тему : «Игры и игрушки, в которые ребенок играет дома»;

Участие родителей в музыкальном вечере развлечений.

Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников», «Народная игрушка как средство духовно – нравственного развития ребенка»

Оказать помощь в создании мини – музея «Народно – прикладного искусства»

Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку», «Как сделать куклу»

Составь маршруты выходного дня с посещением Этнографического музея.

4. Реализация (обучающая деятельность) Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем», «Мы пришли в гости»

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций предметов народных промыслов, игрушек.

Дидактические игры: «Составь узор», «Разрезные картинки разных игрушек», «Матрешки», «Домик для моей игрушки», «Какая по счету», «Подарки»; «Поигрй – ка: мир народного творчества»

Познавательные беседы: «Зачем игрушки нам нужны, «Глиняная, деревянная, тряпичная игрушки»; «Кто делает игрушки, «Веселые матрешки»; «Город мастеров»; «Праздник Светлой Пасхи», «Дымковские игрушки», «Вгостях у мастеров Городца».

Экспериментально – исследовательская деятельность: опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (тяжёлая - лёгкая, холодная –тёплая, игра «В гости к сороке»

Конструктивная деятельность: используя схемы и образцы построек и игрушки для обыгрывания «Домик для матрешек», «2 барашка на мосту», «Мишка в лодке»

Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Как можно помочь другу»

Слушание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; потешки, поговорки

Слушание рассказов и сказок: «У слоненка день рождения» Д. Самойлов, «Гуси-лебеди» рус. нар. сказка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рус. нар. сказка, «Лиса – лапотница», рус. нар. сказка, чтение любимых сказок по желанию детей,

«Театр народной игрушки» : «Теремок из матрешки», «Репка из матрешки», «Маша и медведь» (Маша – тряпичная кукла, Медведь – глиняная погремушка, «Мужик и медведь» (подвижные картонные игрушки-дергунчики) и др.

Словесные игры «Придумай концовку сказки», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи»; «Опиши любимую игрушку», «Придумай историю о твоей игрушке», отгадывание загадок, разучивание стихов и отрывков из сказок для драматизации и театрализованной деятельности;

Провести игры и упражнения на воображение, на развитие эмоций, мимики, интонации, жестов: «Изобрази игрушку», «Грустный и веселый», «Как матрешку рассмешить» и т. д.

Дыхательная гимнастика «Трубач», «Уточка», «Дуем, задуваем»

Мультимедийная викторина «Угадай игрушки»;

Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».

Хороводная игра «В небе жаворонок пел». Пляска «Мы матрёшки», «Оркестр народных игрушек»

Подвижные игры: с мячиком на резинке, свистульками; соревнования с волчками;

«Оркестр народных игрушек» : свистульки, погремушки, дудки, ложки, трещотки.

5. Реализация проекта (продуктивная деятельность) Художественное творчество: рисование «Матрешки», «Дымковская барышня», «Украсим тарелочку», «Моя любимая игрушка»; лепка: «Уточка- свистулька», «Дымковский конь»; аппликация: «Пасхальные яйца», «Украсим платочек или шарфик для любимой игрушки»

«Мастерская» самодельных игрушек : трафареты и шаблоны, выкройки, схемы, рисунки и др. для изготовления свистулек, тряпичных кукол, игрушек из соломы и др. Изготовление игрушек для игр и подарка малышам.

Создание книжки – самоделки «Игрушки»

Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»;

Оформление копилки рисунков и иллюстраций о любимых игрушках.

Конструирование из бумаги героев из любимых сказок.

6. Итоги ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки».

Показ презентации и игра с использованием ИКТ «Декоративно – прикладное искусство»

Подвести детей к пониманию народной культуры и любви к своей Родине.

Выставка творческих работ по теме «Такие бывают игрушки»

Презентация проекта;

7. Определение задач для новых проектов Продолжать воспитание нравственно – патриотических чувств у детей;

Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;

Продолжать собирать и обновлять экспонаты мини – музея «Народно – прикладного искусства»

Заключение:

Выбор темы реализуемого основан на возрастных особенностях детей средней группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления. По окончанию реализации данного проекта дети познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства, научились подбирать цвета и краски для создания фольклорного узора. На примере героев любимых сказок провели сравнения с жизненными ситуациями в нашей группе, дали им оценку и предложили варианты решения проблемных ситуаций. Дети познакомились и охотно играют в народные подвижные игры, узнали новые потешки, колыбельные, познакомились с поговорками.

Публикации по теме:

Методическая разработка проекта сюжетно-ролевой игры «Банк» Методическая разработка «Банк» (проект сюжетно-ролевой игры) Подготовила: Романченко Ирина Владимировна Верхняя Пышма, 2018 Сущность предлагаемой.

Методическая разработка конспекта ННОД по речевому развитию в средней группе на тему «Моя семья» ГБДОУ детский сад № 74, воспитатель Ремнева М. С. Методическая разработка на тему: Конспект непрерывной непосредственно образовательной.

Методическая разработка проекта по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста. ___ План:.

Презентация «Методическая разработка проекта «По следам пропавшей буквы» У каждого из нас есть своя любимая буква. Почему именно эта буква, а не какая-то другая, причины у каждого свои. Для нас - это буква "Р".

Методическая разработка проекта «Экологическая тропа» Экологическая тропа Пояснительная записка В настоящее время остается актуальной проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного.

Методическая разработка проекта «Род и родословие» Проект для подготовительной группы по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Методическая разработка проекта «Весна» Методическая разработка "Весна " Автор-составитель: Богданова Р. А. Срок реализации проекта: Апрель Участники проекта: воспитанники,.

Конспект ОД в средней группе «Здравствуй народная игрушка-Матрешка» Цель занятия: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной.

Проект «Русская народная игрушка» в средней группе Проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа Автор – составитель Герлиц Н. И. Март 2017 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека.

Методическая разработка в рамках проекта «Снежинка»Методическая разработка в рамках проекта «Снежинка» хочу с вами поделиться волшебством. Волшебством появления снежинок. Итак… Именно так появляются снежинки из капли воды. Что такое снежинка?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка»
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 02:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД