Наталья Пардаева
Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
конспект занятия в средней группе на тему :«Народная игрушка»
Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Публикация «Методическая разработка проекта в средней группе на тему „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Игрушки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие:
Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др., с разными видами декоративно – прикладного искусства.
Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
Речевое развитие:
Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
Формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации
Познавательное развитие:
Продолжать работу по формированию интереса к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта
Учить использовать эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, размер, вес и т. д.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал); учить осуществлять анализ объектов: выделять целое, затем его части, детали и их пространственное расположение.
Художественно – эстетическое развитие:
Развитие продуктивной изобразительной деятельности детей. Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек; формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров; учить выделять элементы городецкой росписи.
Совершенствовать умения выразительно двигаться под музыку в соответствии с художественным образом. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.
Физическое развитие:
Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.
Актуальность проекта : Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Формы реализации:
Беседы;
Сюжетно – ролевые, театрализованные игры, инсценировки;
Творческая и продуктивная деятельность;
Показ иллюстраций, картинок; создание мини – музея;
Взаимодействие с музыкальным руководителем;
Чтение художественной литературы;
Дидактические и конструктивные игры;
Проблемные ситуации, использование ИКТ технологий
Оснащение предметно - развивающей среды;
Работа с родителями.
Продукты реализации :
Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»
Оформление в группе игротеки «Народная игрушка», картотеки народных игр
Изготовление кукол, игрушек для сюжетно – ролевых и народных игр ;
Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки»
Презентация проекта;
Предполагаемый результат: - Знание разнообразных видов народных игрушек и народного фольклора;
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой;
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой
План реализации:
ЭТАП: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Целеполагание
Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
Анкетирование детей на тему : «Зачем нужны игрушки и как с ними играть?»
Беседа «Какие народные игрушки ты знаешь?»
2. Введение в проект Предложить принести в группу свои любимые игрушки.
Оценивание: Д/И «Назови любимую игрушку» (с помощью наводящих вопросов, объяснить почему именно эта игрушка любимая)
Вызвать у детей желание познакомиться с разными народными игрушками, видами народного искусства, играть в хороводные и народные игры;
Создание «Волшебного сундучка» с народными игрушками и предметами русского фольклора.
3. Работа с родителями Анкетирование родителей на тему : «Игры и игрушки, в которые ребенок играет дома»;
Участие родителей в музыкальном вечере развлечений.
Консультация для родителей «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников», «Народная игрушка как средство духовно – нравственного развития ребенка»
Оказать помощь в создании мини – музея «Народно – прикладного искусства»
Информационно – стендовые материалы «Как лепить свистульку», «Как сделать куклу»
Составь маршруты выходного дня с посещением Этнографического музея.
4. Реализация (обучающая деятельность) Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек», «Угостим матрешек чаем», «Мы пришли в гости»
Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. Рассматривание иллюстраций предметов народных промыслов, игрушек.
Дидактические игры: «Составь узор», «Разрезные картинки разных игрушек», «Матрешки», «Домик для моей игрушки», «Какая по счету», «Подарки»; «Поигрй – ка: мир народного творчества»
Познавательные беседы: «Зачем игрушки нам нужны?», «Глиняная, деревянная, тряпичная игрушки»; «Кто делает игрушки?», «Веселые матрешки»; «Город мастеров»; «Праздник Светлой Пасхи», «Дымковские игрушки», «Вгостях у мастеров Городца».
Экспериментально – исследовательская деятельность: опыты-сравнения деревянных, глиняных и волосяных игрушек (тяжёлая - лёгкая, холодная –тёплая, игра «В гости к сороке»
Конструктивная деятельность: используя схемы и образцы построек и игрушки для обыгрывания «Домик для матрешек», «2 барашка на мосту», «Мишка в лодке»
Проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации?», «Как можно помочь другу»
Слушание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»; потешки, поговорки
Слушание рассказов и сказок: «У слоненка день рождения» Д. Самойлов, «Гуси-лебеди» рус. нар. сказка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рус. нар. сказка, «Лиса – лапотница», рус. нар. сказка, чтение любимых сказок по желанию детей,
«Театр народной игрушки» : «Теремок из матрешки», «Репка из матрешки», «Маша и медведь» (Маша – тряпичная кукла, Медведь – глиняная погремушка, «Мужик и медведь» (подвижные картонные игрушки-дергунчики) и др.
Словесные игры «Придумай концовку сказки», «Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи»; «Опиши любимую игрушку», «Придумай историю о твоей игрушке», отгадывание загадок, разучивание стихов и отрывков из сказок для драматизации и театрализованной деятельности;
Провести игры и упражнения на воображение, на развитие эмоций, мимики, интонации, жестов: «Изобрази игрушку», «Грустный и веселый», «Как матрешку рассмешить» и т. д.
Дыхательная гимнастика «Трубач», «Уточка», «Дуем, задуваем»
Мультимедийная викторина «Угадай игрушки»;
Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».
Хороводная игра «В небе жаворонок пел». Пляска «Мы матрёшки», «Оркестр народных игрушек»
Подвижные игры: с мячиком на резинке, свистульками; соревнования с волчками;
«Оркестр народных игрушек» : свистульки, погремушки, дудки, ложки, трещотки.
5. Реализация проекта (продуктивная деятельность) Художественное творчество: рисование «Матрешки», «Дымковская барышня», «Украсим тарелочку», «Моя любимая игрушка»; лепка: «Уточка- свистулька», «Дымковский конь»; аппликация: «Пасхальные яйца», «Украсим платочек или шарфик для любимой игрушки»
«Мастерская» самодельных игрушек : трафареты и шаблоны, выкройки, схемы, рисунки и др. для изготовления свистулек, тряпичных кукол, игрушек из соломы и др. Изготовление игрушек для игр и подарка малышам.
Создание книжки – самоделки «Игрушки»
Оформление выставки творческих работ «Народная игрушка»;
Оформление копилки рисунков и иллюстраций о любимых игрушках.
Конструирование из бумаги героев из любимых сказок.
6. Итоги ; Музыкально – развлекательный вечер развлечений совместно с родителями «В гостях у бабушки Забавушки».
Показ презентации и игра с использованием ИКТ «Декоративно – прикладное искусство»
Подвести детей к пониманию народной культуры и любви к своей Родине.
Выставка творческих работ по теме «Такие бывают игрушки»
Презентация проекта;
7. Определение задач для новых проектов Продолжать воспитание нравственно – патриотических чувств у детей;
Продолжать развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим;
Продолжать собирать и обновлять экспонаты мини – музея «Народно – прикладного искусства»
Заключение:
Выбор темы реализуемого основан на возрастных особенностях детей средней группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления. По окончанию реализации данного проекта дети познакомились с разными видами декоративно – прикладного искусства, научились подбирать цвета и краски для создания фольклорного узора. На примере героев любимых сказок провели сравнения с жизненными ситуациями в нашей группе, дали им оценку и предложили варианты решения проблемных ситуаций. Дети познакомились и охотно играют в народные подвижные игры, узнали новые потешки, колыбельные, познакомились с поговорками.