КОТОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи «Морские и речные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.
Публикация «Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи „Морские и речные обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда по теме НОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».
Планируемый результат:
Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.
Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.
Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие – легко выполняют основные движения
Ход занятия:
Звучит шум моря.
Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?
Дети: Да. Это море.
Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?
Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.
Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?
Дети:….
Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?
Дети: у нее необычные чешуйки.
Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Он в самом омуте живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это (сом)
Опасней всех она в воде,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (щука)
Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).
Дети занимают столы с изображением моря или реки.
Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно –
мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.
Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?
Дети: с номером 1.
Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.
Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом
Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)
Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.
Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)
Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети
Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?
Дети: с номером 2
Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.
Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.
Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.
Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.
Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.
Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?
Дети: номер 3
Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!
1 команда – осьминог
2 команда – краб
3 команда – рак
4 команда – дельфин
(Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).
Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!
Воспитатель: Так, что же это?
Дети: Части пазла.
Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?
Дети: может соединить части всех команд?
Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазлы – схема для рассказа.
Дети: это схема
Воспитатель: Что же хочет рыбка?
Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.
Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.
Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.
(Дети составляют рассказы).
Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.
Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.
А есть что-то, что вы узнали только сегодня?
Дети: ….
Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?
Дети: …
А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет.
(Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)
Дети: ура!
Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.
Дети: спасибо, рыбка!
(вечером дети смотрят мультфильм)