Cветлана Трофимова
Экскурсия в музей детского сада «Русская народная игрушка. Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских;
• Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках;
• Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке — матрешке;
• Учить детей различать разные техники росписи матрешек;
Публикация «Экскурсия в музей детского сада „Русская народная игрушка, Матрёшка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве;
• Показать связь между всеми видами народного творчества : народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками, русскими легендами и сказками;
• Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.
Материалы для деятельности
• Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — Сергиево - посадских, полхов - майданских, семеновских;
• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги;
• Кисти, баночки с водой, салфетки, краски (гуашь или акварель, карандаши;
• Образцы элементов росписей.
Ход деятельности:
Целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек Сказительницу русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.
Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать. '
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и храбрый солдат, олень - золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком поселились филимоновские игрушки — тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют!
А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
А еще русский народ богат любовью своей—к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре—символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Не менее популярен образ чудо -птицы — от древнеславянской Сирии до сказочной Жар-птицы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович — людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет—вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки—и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская. (матрешка).
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка про матрешек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. –
Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую —
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней куколка шестая.
А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим.
И ответят куклы — восемь!
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка—присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Рисование сарафана для матрешки и составление рассказа об игрушке
Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки? Тогда садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.
Детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрешек, и ставится задача: придумать и нарисовать узор для сарафана. Воспитатель предлагает детям подумать, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать. Возможно, дети захотят использовать полученные ранее навыки хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитатель напоминает, что на Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои особенности костюма. Он предлагает детям пофантазировать, каким будет костюм матрешки, если она жила в Городце, или Хохломе, или недалеко от Жостово.
После окончания работы воспитатель предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой.