Татьяна Владимировна Воропай
Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей с матрёшке как народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления).
Задачи:
Формирование эмоциональной отзывчивости на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства.
Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Публикация «Сценарий досуга в старшей группе „Русская народная игрушка матрёшка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Выделять средства выразительности, элементов узора.
Воспитывать уважение и гордость за свой народ.
Предварительная работа:
Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек.
Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций).
Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисованию.
Материал: костюмы для детей (русские народные, платочек для игры, деревянная игрушка матрешка, иллюстрации и картины с изображением матрешек, аудиозапись песни «Матрешки», трафареты матрешек для краски акварельные, кисти, баночки для воды.
Ход:
Воспитатель. Ребята, отгадайте, о чем ы с вами будем сегодня говорить.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке, а всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (Матрешка)
Воспитатель. Правильно, это матрёшка. Посмотрите, какая она нарядная и красивая.
Какой русский сувенир покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка? Нет! …То – русская матрёшка!
Иностранцу нет желанней куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта, обошла уже полсвета!
Так, немного и немало символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки. Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю, достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот… Матрёшек целый хоровод.
Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась в конце 19 века. Купчиха А. Мамонтова привезла из Японии интересную игрушку. Это было несколько вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – добродушного, лысого старичка. Токарь Василий Звездочкин, выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой большой девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Эта деревянная игрушка сразу стала очень популярна и любима. Новую игрушку назвали Матрешкой. На Руси это было очень популярное имя– Матрёна.
Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,
Игрушка - кукла расписная, а как назвать её не знал.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может на Танюшку? Ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
А мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.
С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.
Физкультминутка:
Мы веселые матрешки, (Повертеться из стороны в сторону)
На ногах у нас сапожки, (носок-пятка-топ-топ-топ)
В сарафанах наших пестрых, (повертеться из стороны в сторону)
Мы похожи словно сестры, (наклону головы вправо-влево).
А хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка?
Сказка о матрешке.
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец.
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом и другим товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: “Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?” Мастер отвечает: “Отчего не сделать. Сделать то можно. ” Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала дочка мастера – Матрена, с любимым другом петушком.
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: “Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек”. И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек. Одну куколку для Матрены сделал, другую для купца.
Пришел рано утром купец, смотрит, что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные.
Залюбовался купец работой мастера и заказал ему 100 таких Матрен.
Проснулась Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще меньше… И расписал мастер их нарядными, красивыми. (Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек).
Очень любят все матрешки разноцветные одежки :
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!
Игра «Матрешечка- матрешка» :
Ну, ребята, не зевайте, а в кружочек все вставайте. Хотите поиграть немножко? Нарядимся тогда матрешкой. (Выбираем матрешку, завязываем платок).
Дети идут по кругу и поют:
Эх, Матрешечка- матрешка, Аленький платочек, Сарафан в цветочек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили. На ноги поставили Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! (Ребенок выбирает пару, танцуют вдвоем).
Дети, а давайте вспомним стихи о матрешке. Дети читают стихи.
1. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
2. Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на 2 половинки.
3. В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куклу открой, будет третья во второй.
4. Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
5. Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
6. А внутри пустая, в ней живет шестая
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.
7. Эта кукла меньше всех,
Но побольше чем орех.
8. Вот поставленные в ряд сестры куколки стоят
Сколько вас – у них мы спросим,
И ответят куклы – восемь.
Да, матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. А какие матрешки? (Красивые, разные по росту, большие и маленькие.)
Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? (Сарафан, платок, фартук, бусы.)
Пусть каждый возьмет ту Матрешку, которая ему больше всего понравилась. Рассмотрите ее внимательно, потрогайте, погладьте, проведите пальчиком по бокам, положите на бочок. (дети комментируют свои ощущения- гладкая, овальная, прохладная, внутри шероховатая, деревянная)
Ребята, давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? (Из дерева.)
Самый подходящий материал для изготовления матрешки – сухая липа или береза, т. к. они очень мягкие, легко поддаются вырезанию ножом. Сначала вырезается самая маленькая неразъемная куколка, за тем по размеру следующая и так до самой большой. Остальные матрешки состоят из двух частей. Одна большая матрешка может содержать в себе до десяти – двенадцати куколок.
А как вы думаете, почему они такие гладкие? (ответы детей)
Правильно, их обрабатывают шкуркой, а за тем расписывают. Раньше в работе участвовали все члены семьи. Хозяин дома вытачивал основу игрушки, а женщины и дети разрисовывали их разными красками, а за тем продавали на ярмарках и базарах.
Кто вытачивает матрёшек? (Матрёшек вытачивает токарь.)
Что потом происходит с заготовкой? (Её расписывают.)
Кто расписывает матрёшек? (Их расписывают художники.)
В честь кого куклу назвали матрешкой? (В честь дочери мастера Матрены)
А каким узором расписывают матрешек? (Цветочками, ягодами, листочками, травинками)
А какие пословицы знал мастер, от того он, наверно, и работал так хорошо?
“Делу время, а потехе час”.
“Не спеши языком, а спеши делом”.
“Сделал дело – гуляй смело”.
Молодцы, вы все правильно рассказали про матрешек. А теперь, давайте потанцуем. Представим, что мы- матрешки.
Весь народ глядит в окошки :
Танцевать пошли матрешки,
Звучит песня «Матрешки».
Мы матрёшки, вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
Мы матрёшки, вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас, чистые ладошки \ 2 раза (вытягивают руки, показывают ладони)
Мы матрёшки, вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
А у нас, а у нас, новые сапожки \ 2 раза (руки сложены перед грудью, ноги по очереди выставляют в перед на пятку)
Мы матрёшки, вот такие крошки (приседают, показывают ладонями к полу)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко \ 2 раза (руки сложены перед грудью, слегка наклоняются вправо влево)
Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками и сами расписать матрешку?
Дети присаживаются за столы.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, которых не успели раскрасить на фабрике. Матрешкам обидно, ведь у их подружек (игрушек) такие красивые наряды. Поможем матрешкам?
Но, сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы — красавицы матрешки,
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки, шевелят пальчиками.
Загибают поочередно пальцы на правой руке
Разжимают кулачки 2 раза.
Воспитатель раздает детям заготовки, дети их расписывают, а в конце занятия вешают на выставку.
Итог: Как замечательно мы провели время! Мы говорили о прекрасной русской народной игрушке — матрешке, о том как ее изготавливают и расписывают, почему она так называется. Мы узнали, что наша любимая игрушка матрешка родом из Японии. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. Сегодня мы с вами были мастерами, учились создавать красивые одежды для матрешки. Вы все большие молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились.