Галина Уварова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница-соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь: кристаллизация, минеральное вещество, солекомбайн.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательно - речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Волшебница-соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Материалы и оборудование: слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли,2 сырых яйца, заготовки для рисования, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в исп. Е. Сотниковой.
Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. - Скажите, какого цвета соль? - Имеет ли соль запах? - Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). -А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей).
Воспитатель: А вот сегодня вы и узнаете, где и как добывают соль. На севере нашей области расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него соленую воду. Вода испаряется, а соль оседает. Озеро это называется Всероссийской солонкой, так как соль из этого озера поставляется по всей стране. Раньше её добывали вручную, а сейчас соль добывают специальной машиной – солекомбайном. На соляном заводе её красиво упаковывают и вывозят в другие города. Вот какие богатства имеются на севере нашей области.
Воспитатель: Кроме этого соль добывают еще и в других местах. Например, изображение соли можно встретить на гербе г. Энгельса Саратовской обл. (бык везет чашу с солью). На гербе г. Усолье Сибирское – в серебряном поле символический знак соли. Соль добывают и в г. Соль-Илецк. Вверху герба – изображен серебряно-лазоревый кристалл соли. На гербе г. Соликамск – соляной колодец с опущенным ведром для вынимания соли. Вот теперь вы и узнали, как и где добывают соль.
Воспитатель: С виду соль похожа на порошок. А теперь давайте ее рассмотрим в увеличительное стекло. - Что вы видите? Правильно – это маленькие кристаллики.
А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем. (Дети проделывают опыт №1 «Соль растворяется в воде»).
Воспитатель: А теперь проделаем еще опыт. (Проводится опыт №2 «Эффект Мертвого моря»).В этом стакане простая вода, в этом стакане соленая. Беру два сырых яйца и опускаю одно яйцо в стакан с простой водой, второе – в стакан с соленой водой. Что произошло? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в простой воде яйцо опустилось на дно. В соленой воде яйцо не утонуло. Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли, тем сложнее в ней утонуть.
Воспитатель: А теперь посмотрите у меня бокал, на котором налет от чая – бокал грязный. Я насыпаю на губку немного соли и почищу бокал, ополаскиваю, он стал чистым. Соль выступает как чистящее средство. (Воспитатель проводит опыт №3 «Соль – чистящее средство»).
Воспитатель: Скажите мне, где еще применяется соль? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, соль используют для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. ( Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам).
Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения. На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна,
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Воспитатель: А чем вы обычно рисуете (Ответы детей). Оказывается, рисовать можно и солью. А скажите, пожалуйста, какое знаменательное событие происходило недавно в г. Сочи? Кто является талисманом Зимних Олимпийских игр? (Ответы детей).Давайте нарисуем Белого мишку солью. Для этого мы белой краской закрасим фигуру мишки, а чтобы он смотрелся объемным, посыпаем солью. Делаем это очень аккуратно. Медвежата получились очень красивые. И закончить наше приятное общение хочется пожеланиями этому доброму медвежонку. У меня есть соль разного цвета. Каждый из вас по очереди возьмет ложку соли любого цвета и скажет свое пожелание медвежонку и чтобы это пожелание сбылось – высыплет соль в волшебный сосуд. (Дети говорят свое пожелание и высыпают выбравшую цветную соль в сосуд).
Воспитатель: - Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!