Анна Савельева
Конспект открытого занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела
воспитатель МДОУ «Детский сад № 155»
Ленинского района г. Саратова
Савельева Анна Владимировна
Образовательная область «Познавательное развитие»
Форма организации: групповое занятие.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах и особенностях воды.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о некоторых свойствах и особенностях воды.
- формировать представление детей о том, как плавает в воде рыбка;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- формировать представления о том, каким образом растения получают влагу и питательные вещества из почвы;
- формировать представления о том, что вода может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты.
- формировать знания детей о круговороте воды в природе,
Развивающие:
- развивать у детей познавjavascript:addTag('message', '', '')ательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к воде;
- воспитание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, навыков самоконтроля;
- воспитание умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Методы и приемы:
наглядный - рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами
практический – экспериментирование с водой и некоторыми веществами;
словесные: беседа, отгадывание загадок.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, растений, животных.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Хорошо-плохо», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдения за водой в природе во время прогулок (осадки, сезонные явления).
Словарная работа: Вода проникает; вода впитывается; пар конденсируется (превращается в воду, капилляры и клетки растений.
Материал для занятия:
1. Газированная вода, прозрачный стакан, несколько некрупных виноградин; 2. таз с водой, вырезанные из цветной бумаги цветы на каждого ребенка; 3. стакан с водой, белая бумажная салфетка, ножницы, фломастеры – на каждого ребенка; 4. Вода, прозрачный стакан, ложка, пищевой краситель, лист капусты, опытный образец; 5. Трехлитровая банка, электрический чайник для возможности кипячения воды, тарелка, кубики льда.
Ход мероприятия:
I часть: Вводная
Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой:
Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте!
2. Мотивация:
Вос-ль: - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем будет наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«Она и в озере, она и в лужице,
она снежинками над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит,
она и в реченьке бежит, журчит…» (вода)
Вос-ль: - Что это?
Дети: Вода.
- Правильно, это вода. А давайте вспомним, что мы знаем о воде.
- Где в природе мы можем встретить воду?
- Кому на нашей планете нужна вода?
(выслушиваю ответы детей)
- А какие свойства воды вы знаете?
Дети: - Вода это жидкость, она льётся, течёт.
- Вода прозрачная, не имеет цвета.
- Вода не имеет вкуса и запаха.
- Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
- Вода может быть твёрдой - это лёд. Он образуется при замерзании воды.
- Лёд легче воды, он плавает на поверхности.
- Пар – это тоже вода, но в газообразном состоянии. Он образуется при кипении воды.
- Вода - растворитель, в ней могут растворяться некоторые вещества.
Вос-ль: Молодцы, ребята!
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде. Сегодня я хочу познакомить вас еще с некоторыми свойствами и особенностями воды. Для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию и предлагаю заняться исследованием воды. Одевайте фартуки и проходите.
Опыт №1. Как плавает рыбка?
Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать в воде.
Оборудование:
1. Бутылка газированной воды.
2. Прозрачный стакан.
3. Несколько некрупных виноградин.
Для первого опыта нам понадобится виноград и газированная вода.
Вос-ль: - Почему вода называется газированной?
- Она насыщена специальным газом.
Опыт: Нальем в стакан газированную воду.
- Что мы видим?
Дети: - Пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Бросим в воду виноградинку и понаблюдаем за ней.
Вос-ль: - Что происходит с виноградиной?
Дети: - Она опустилась на дно.
Вос-ль: Как вы думаете, почему виноградинка опустилась на дно?
(выслушиваю ответы детей)
Вос-ль: - Виноградинка чуть тяжелее воды и поэтому она опускается на дно.
- Что же происходит дальше? (выслушиваю ответы детей)
Вос-ль: - На виноградинку сразу садятся пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает вместе с пузырьками.
Вос-ль: А почему же опять виноградинка опустилась на дно?
Дети: - На поверхности воды пузырьки лопаются, воздух улетает, и виноградинка вновь тяжелеет и опускается на дно.
Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.
Вос-ль: - Почему виноградина снова всплыла? Кто ее поднял на поверхность воды?
Дети: - Её поднимают пузырьки воздуха, они быстро поднимаются вверх, потому что они легче воды и их много, и несут с собой виноградинку.
Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".
Вос-ль: - Виноградина чуть тяжелее воды и поэтому она опускается на дно.
Но на нее сразу садятся пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. На поверхности воды пузырьки лопаются, и воздух улетает, а виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется".
- Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы.
Вос-ль: - Ребята, по такому же принципу плавают рыбы. В воде находится воздух, а у рыбы есть плавательный пузырь.
Когда рыбке нужно погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь. Из него выходит воздух, он уменьшается и рыба идет вниз.
А если рыбке надо подняться к поверхности воды, она расслабляет мускулы и пузырь распускается, увеличивается, заполняется воздухом и рыба всплывает.
Чтобы передвигаться в воде, рыбе нужно регулировать объём воздуха в своем плавательном пузыре.
Вывод: Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Опыт №2. Живая радуга. Течет ли вода вверх?
2.1. Цветы лотоса.
Цель: Доказать, что вода проникает в некоторые предметы.
Оборудование:
1. Таз с водой.
2. Вырезанные из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.
Вос-ль: В первом эксперименте мы с вами выяснили, что пузырьки воздуха легче воды, и они поднимаются вверх. – Как вы думаете, а вода может подниматься вверх? (выслушиваю ответы детей).
- Давайте проведем следующий эксперимент. Давайте возьмем в руки цветок. Каждый лепесток нужно закрутить к центру цветка. Вот так.
А теперь возьмите цветок за один лепесток и аккуратно положите его на воду, налитую в таз. - Что происходит с цветами?
Дети: - Они раскрываются.
Вос-ль: - Лепестки цветов раскрываются потому, что вода проникает внутрь бумаги, из которой вырезаны цветы. Бумага впитывает воду, бумага намокает, становится тяжелее от воды, и лепестки цветка распрямляются.
А вот как вода проникает внутрь бумаги, мы увидим, если проведем следующий эксперимент.
2.2. Живая радуга: от точки к точке.
Цель: Продемонстрировать свойства воды, способной проникать в пустоты бумажной салфетки и подниматься вверх.
Оборудование:
1. Стакан с водой.
2. Белая бумажная салфетка.
3. Ножницы.
4. Фломастеры.
Вос-ль: - Ребята, мы с вами говорим, что вода течет, льется. А куда течет вода вверх или вниз?
Дети: - Вода течет вниз.
Опыт: Разрезаем бумажную салфетку по центру на две части, пополам. Берем одну бумажную полоску, отступаем от края 3-5 см. В середине полоски нужно нарисовать фломастерами несколько точек разного цвета, на небольшом расстоянии друг от друга так, чтобы они образовали разноцветные бусы.
В стакан с водой, опустите в него один конец полоски, чтобы вода не доходила до точек. Другой конец полоски можно придерживать рукой.
Вос-ль: - Что происходит с салфеткой?
Дети: - Она становится мокрая, намокает.
Вос-ль: - Давайте посмотрим на точки (бусинки, нарисованные на ленте. Что мы наблюдаем?
Дети: - Вода поднимается по салфетке вверх и бусинки становятся больше.
Вос-ль: - Мы наблюдаем, как вода проникает, впитывается в пустоты салфетки (целлюлозы) и поднимается вверх, размывая краску.
- На этом простом примере можно увидеть, что вода проникает не только вниз, но и может подниматься вверх. Благодаря таким свойствам воды, растения пьют воду и получают питание. У всех растений есть трубочки-сосуды, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Вода проникает в клетки растения из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части.
Так питаются все растения – и деревья, и цветы. Салфетка впитывает в себя воду, как клетки растения.
2.3. Как получают влагу растения?
Цель: Продемонстрировать свойства воды, способной подниматься вверх по капиллярам корней растений.
Оборудование:
1. Бутылка с водой.
2. Прозрачный стакан, ложка.
3. Пищевой краситель.
4. Лист капусты.
Вос-ль: А чтобы вы увидели, как вода и питательные вещества проникают в клетки растения, я заранее провела эксперимент. Я взяла немного воды, добавила туда зеленый краситель и поместила в нее капустный лист. Посмотрите, что у меня получилось!
- Вода с красителем по тонким капиллярам капустного листа поднялась вверх, проникла в каждую клеточку листа, и лист окрасился в ярко зеленый цвет. Точно таким же образом, деревья, растения и цветы получают влагу из почвы.
- А теперь давайте все вместе попробуем провести этот эксперимент.
Опыт: Возьмем стакан, нальем в него из бутылочки немного воды и добавим туда пищевой краситель красного цвета.
Вос-ль: - Что произошло с водой в стакане?
Дети: - Она окрасилась в красный цвет.
Вос-ль: - Почему вода окрасилась в красный цвет?
Дети: - Потому, что вода растворила краситель.
Вос-ль: - А теперь берем капустный лист, помещаем его в стакан с красителем. Вода с красителем должна проникнуть во все клеточки капустного листа. Ребята, т. к. не сразу проникнет в капустный лист, а будет проникать постепенно, мы с вами будем наблюдать за ним в течение дня.
- Мы с вами провели три небольших эксперимента: с цветами, с разноцветными бусами и капустным листом. Какой же вывод мы можем сделать, проведя все три опыта?
Вывод: Вода всегда находит себе дорогу не только вниз, но и поднимается вверх. Она может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты. Таким образом, растения пьют воду. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают влагу и питание.
Опыт №3. Как образуются облака?
Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.
Оборудование:
1. Трехлитровая банка.
2. Электрический чайник для возможности кипячения воды.
3. Тарелка.
4. Кубики льда.
Вос-ль: - Ребята, мы с вами говорим, что вода может превращаться в пар и в лед. Давайте еще раз вспомним:
- Когда вода превращается в пар? – При кипении.
- Когда вода превращается в лед? – При замерзании.
- А как вы думаете, что может произойти, если пар и лед встретятся? (выслушиваю ответы детей). Давайте проведем следующий опыт и посмотрим, что же произойдет?
Опыт: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно на 1/3 банки).
Вос-ль: - Что мы видим?
Дети: - Пар от воды поднимается вверх.
Накрываем банку тарелкой и оставляем на несколько минут.
Вос-ль: - Что мы сейчас наблюдаем?
Дети: - Пар от воды поднимается вверх и оседает на стенках банки.
Вос-ль: - Прикоснитесь к верхней части банки, что вы ощущаете?
Дети: - Верхняя часть банки теплая.
Вос-ль: - Как вы думаете, почему? (выслушиваю ответы детей)
Вос-ль: - Воздух в банке – теплый. Мы его закрыли, «запечатали» его внутри, накрыв емкость тарелкой.
- Потрогайте миску. Что с ней произошло?
Дети: - Она нагрелась от горячего воздуха.
На тарелку кладем кубики льда. Наблюдаем.
Вос-ль: - А сейчас потрогайте тарелку. Какая она стала? - холодная.
Вос-ль: - Почему? – она остыла ото льда.
Наблюдаем.
Вос-ль: - Что происходит внутри банки? (ответы детей)
Вос-ль: Теплый воздух внутри банки, поднимается вверх, импровизированная «крышка» ото льда остывает, верхний слой воздуха стремительно охлаждается. Когда теплый воздух доходит до нашей крышки и встречается с холодным, то содержащийся в теплом воздухе водяной пар, будет конденсироваться (превращается в воду, образуя облако, а потом опадает вниз, подобно дождю.
- Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. А поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака. Влага в них конденсируется и опадает дождем. Этот несложный процесс называется «круговоротом воды в природе».
3. Заключительная часть
Вос-ль: Молодцы, ребята. Давайте подведем итог нашим исследованиям. Какие новые свойства и особенности воды вы узнали сегодня из опытов?
Дети: - Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы.
- Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
- Вода всегда находит себе дорогу не только вниз, но и поднимается вверх. Она может проникать в некоторые предметы и клетки растений, заполняя собой пустоты. Таким образом, растения пьют воду. Благодаря таким свойствам воды, растения через корни получают влагу и питание.
- Теплый воздух очень легкий. Он всегда стремится подняться повыше. А поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака. Влага в них конденсируется и опадает дождем. Этот процесс называется «круговоротом воды в природе».
Вос-ль: - Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете, поэтому воду надо беречь и охранять.
ФОТООТЧЕТ
открытого занятия по экологии "Волшебница вода"
в подготовительной к школе группе
Вводная часть
Опыт №1. Как плавает рыбка?
Опыт №2. Живая радуга. Течет ли вода вверх?
2.1. Цветы лотоса.
2.2. Живая радуга: от точки к точке.

2.3. Как получают влагу растения?

Опыт №3. Как образуются облака?

