Эльвира Зухурова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — волшебница» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности, формировать представления детей о соли и ее свойствах; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования; воспитывать чувство радости от опытнической деятельности, открывать новое в знакомом.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Соль — волшебница“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: разновидности соли, тарелочки, одноразовые стаканчики, лупа, ложечки, салфетки, кусочки льда, 2 стеклянных стаканов, сырые куриные яйца, мешочек с солью, мешочек с поролоном, ёмкость с водой, цветные мелки, воронка, прозрачная ёмкость.
I. Вводная часть.
Мы сегодня будем проводить опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
Загадки:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Положить её по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
II. Основная часть
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, какая она по цвету? (белая). Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Возьмём немного соли и поместим её на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через лупу, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите и налейте ложку воды в стаканчик с солью. Что произошло? (соль впитала воду). Возьмите стакан с водой и насыпьте в него ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).
А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
А скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло чтобы не болеть).
А еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Физминутка
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали, сели – встали.
И на месте побежали,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически невозможно утонуть. Хотите проверить? Для этого нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
А сейчас я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем.
Возьмём мешочек с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело. Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду). Что произойдёт с солью когда она поподёт в воду (соль растворяется в воде) вода становится соленой. Какой из осликов принёс груз додой? (тот который нес поролон).
Физминутка
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Да, осмотром я довольна,
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
Давайте сделаем на память о сегодняшнем занятии «Радугу из соли»
Нам понадобится мелкая соль, цветные мелки, прозрачная емкость.
Насыпаем 2-3 чайных ложки мелкой соли на цветной лист бумаги. Берем мелок, начинаем раскатывать его по соли, слегка надавливая. Соль становится цветной. Высыпаем в прозрачную емкость. Делаем слоями. Получается радуга.
Мы много интересного узнали о соли и можем так сказать: «Соль -это волшебница») .
III. Заключительная часть
Подводим итог:
- Скажите, что нового и интересного вы узнали о соли? (соль – белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха)
- Какие свойства имеет соль? (растворяется в воде, соленая вода не замерзает, удерживает предметы
на поверхности).
А что в ней загадочного и необычного? На примере опытов мы ещё раз вспомнили и выяснили, что соль хорошо растворяется в воде и повышает плотность воды, соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Мне понравилось, как вы работали. Большое вам спасибо.