Олеся Ермакова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды. Воспитывать у детей бережное отношение к воде. В процессе опытно-экспериментальной работы задействовать все органы чувств: предоставить детям возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, пробовать на вкус объект наблюдения.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить и расширить знание детей о воде;
-продолжать знакомить со свойствами воды;
-обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о её значении в жизни растений, животных и человека.
Развивающие:
- активизировать и обогатить словарь детей;
-развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, пресная вода, солёная вода, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Вода в природе», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы о воде: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели»,А. С. Пушкин «Золотая рыбка».
6. Наблюдение за водой во время прогулок: за дождём, ручейками, лужами, облаками, за снегом, льдом, сосульками.
Материал к занятию: глобус, презентация «Вода. Какая бывает вода?», стаканчики с питьевой водой, стаканчики с молоком, чайные ложки, соломинка, салфетки, воронка и ватные диски, чеснок, сахар, подсолнечное масло, сок, лед, зеркало.
Методические приёмы:
Рассмотрение глобуса-модели Земного шара.
Обсуждение вопроса «Для кого и для чего нужна вода?», «Как она нам помогает?», «Зачем нужно беречь воду?»
Динамическое упражнение «У моря».
Занятия в «лаборатории» (опыты).
Ход занятия:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, друг другу улыбнёмся и с улыбкою начнём. Смотрите, на наш адрес пришла посылка от Незнайки. Интересно, что же там? (Открывает и достаёт письмо с загадкой)
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что же это?
(глобус)
Достаёт глобус и говорит:
Воспитатель:
- А что такое «глобус», надо объяснить Незнайке и написать ему письмо с ответом на вопросы.
Дети:
-Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель:
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?
Дети:
- Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.
Воспитатель: ребята, а Незнайка задает вам еще вопрос?
Кто мне даст друзья ответ
Почему тут голубой цвет
Почему его так много,
Это небо иль дорога?
Дети:
Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.
(Воспитатель читает следующий вопрос, который задает Незнайка)
А кому нужна вода,
Мне ответьте без труда?
Дети: Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.
Воспитатель:
Для чего нужна вода человеку?
Дети:
- Вода нужна для человека чтобы мыться, чтобы приготовить пищу, чтобы пить и т. д.
Воспитатель:
- А зачем вода растениям и грибам?
Дети:
- Без воды растения не вырастут, они засохнут. Грибы появляются после дождя.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для чего нужна вода животным?
Дети:
- Вода нужна животным чтобы пить, а ещё есть животные, которые живут в воде. …
Воспитатель:
- Правильно, ребята.
Тут Незнайка задаёт опять загадку:
Сначала -туман, потом - роса,
солнце встало - и в небеса.
Там холод вселенский - и вот я снежинка.
А завтра снова все повториться. Что это?
Дети:
- Это вода!
Воспитатель:
- Правильно, вода может изменяться и превращаться. Она бывает и в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. А теперь, послушайте ещё:
Да, вот здесь кругом вода
А с питьём знаю беда.
Кто из вас, ребята, знает
Где это бывает?
Дети:
- В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.
Воспитатель:
- А людям можно употреблять такую воду?
Дети:
- Нельзя.
Воспитатель:
- Мы с вами пьём только пресную воду. А где в природе её можно встретить?
Дети:
- В реке, в озере.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите на карту и сравните: какой воды больше, пресной или солёной на нашей планете?
Дети:
- Больше солёной.
Воспитатель:
- А могут ли жить в солёной воде рыбы?
Дети:
- Могут.
Воспитатель:
- Правильно, как в пресной, так и в солёной воде живут рыбы. Но раз мы с вами узнали, что пресной воды меньше на Земле, как мы должны к ней относиться?
Дети:
- Мы должны беречь воду.
Воспитатель:
- А как нужно беречь воду?
Дети:
- Не включать сильно кран, закрывать его после водных процедур, не оставлять воду без присмотра, не загрязнять реки и озёра.
Динамическое упражнение «У моря».
К берегу бежит волна.
Вслед за ней ещё одна.
Эта - выше,
Эта – ниже,
Эта вовсе не видна.
А на берегу морском
Будем мы играть с песком.
Будет башня из песка,
Как до неба, высока.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети:
- Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель:
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Опыт очищение воды»
Цель: подвести детей к пониманию, что воду очищают прежде чем пустить ее в водопровод.
Материал: немного земли, 1 стакана с водой, чистая банка, воронка, ватные диски.
Насыпьте земли в стакан с водой, перемешать. В воронку положить несколько слоев ватных дисков – получится фильтр, пропустить через него грязную воду.
Вывод: Воду очищают, прежде чем пустить в водопровод.
Опыт №2. Прозрачность воды.
Воспитатель: Сейчас вы будете определять, имеет ли вода цвет. Для этого вы должны сравнить стакан с водой и стакан с молоком. В оба стакана положите по ложке и скажите, что вы видите?
Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Вода прозрачная, а молоко белое.
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт №3. Запах.
Воспитатель: Для определения запаха у воды, нам понадобиться два стакана с водой. В один стакан положите чеснок. Понюхайте и определите, в каком стакане вода имеет запах?
Дети: Чистая вода не имеет запаха, а вода с чесноком имеет запах.
Вывод: Чистая вода запаха не имеет, а приобретает запах того вещества, которое положим в воду.
Опыт №4. Вкус.
Воспитатель: В следующем опыте вы должны определить, есть ли у воды вкус. Перед вами два стакана: один с водой, другой с соком. Попробуйте то и другое и скажите есть вкус у воды?
Дети: У воды вкуса нет.
Вывод: Чистая вода вкуса не имеет.
Опыт №5. Растворитель.
Воспитатель: Ребята сейчас вы должны определить, все ли вещества растворяются в воде. Для этого мы возьмём сахар, масло и два стакана с водой. В одном стакане размешайте сахар, в другой капните из пипетки масло. Посмотрите внимательно и скажите, что произошло с сахаром?
Дети: Сахар в воде растворился.
Воспитатель: А что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось. Оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.
Выводы по теме: перечислить с детьми все свойства воды, о которых узнали в результате проведения опытов.
Воспитатель:
- Ребята, мы были сегодня с вами исследователями. Много узнали о воде и её свойствах. А тут к вам капельки прибежали и просят выразить своё настроение от пройденной работы. Моя капелька вот такая получилась (показывает радостную капельку). Она улыбается. Я предлагаю вам нарисовать свои эмоции.
Дети рисуют на капельках свои эмоции.
Воспитатель:
Ну, а сейчас я предлагаю отправить письмо Незнайке, чтобы он тоже знал, кому и зачем вода необходима и что воду нужно, беречь. (Дети вместе с воспитателем отправляют письмо Незнайке.)