Любовь Петухова
Комплекс игр и упражнений по закреплению навыков грамматического строя речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений по закреплению навыков грамматического строя речи
Упражнение «Добавь пропущенное слово».
Цель: обучение навыкам распространения предложения.
Ход: взрослый объясняет детям «Я буду говорить тебе предложения с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Место пропущенного слова обозначается паузой в середине предложения или интонацией незаконченности в конце предложения.
Речевой материал:
Публикация «Комплекс игр и упражнений по закреплению навыков грамматического строя речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
а) с пропущенным глагольным сказуемым: Мальчик … дрова топором. Мама … вкусную пищу. Грачи … гнезда на деревьях.
б) с пропущенным дополнением: Лиса убежала в …. Девочка гладит …. Бабушка дает ленту … .
в) с пропущенными предлогами: Книга лежит … столе. Лена наливает чай … кружку. Почки распустились … деревьях. Медведь спит зимой … берлоге. Листья шумят… ветра. Чайки летят … водой. Ботинки стоят … стулом. Мальчик подбежал … забору. Машина едет … дороге. Лиса вылезла … норы.
Игра «Чем отличаются слова?».
Цель: дифференциация глаголов разных форм.
Ход: взрослый просит детей показать на картинках, кто умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется, одевает – одевается, причесывает – причесывается, вытирает – вытирается.
Делается вывод: умывается, обувается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается – обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Предлагается послушать еще раз эти слова и сказать, какая общая часть слышится в конце этих слов? (-ся). С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
Игра в лото.
Цель: обучение детей образовывать глаголы с приставками, составлять предложения.
Ход: у детей карточки с картинками, изображающими действия. Называются слова, обозначающие действия, дети закрываютсоответствующую картинку фишкой. Затем дается задание придумать предложение по картинкам.
Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слезает.
«Подбор родственных слов к заданному главному слову»
Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба - рыбка, рыбешка, рыбища, рыбный (суп, рыбья (голова, рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболов, рыболовная (сеть).
Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора, мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз - морозить, морозилка, морозильная (камера, морозный (день, заморозить (мясо в морозилке, морозец (легкий мороз, мороженое (сладкое холодное лакомство, заморозки, обморожение (сильное повреждение тела от мороза).
Конь - коньки, конек (горбунок, конюшня, конюх, конный (плуг, конское (ржание, конница, конезавод, конина (мясо, конокрад (крадет коней).
«Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов»
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина (мясо убитого охотником зайца).
«Распредели слова в три столбика (по родам)»
Мед, лопата, корень, машина, ручка, стакан, нож, кровать, солнце, пианино, стул, одеяло, малина, картина, ежик, дорога, колодец, магазин, майка.
«Выдели окончание в слове»
Конь, рубаха, море, ложка, кровать, майка, небо, паровоз, машина, сумка, летний, зима, лыжи, корова, бумага.
«Подчеркни имена существительные»
Море, идет, красный, карандаш, сумка, прыгать, оранжевый, стол, рука, магазин, прыгает, плывет, смотрит, красный, юбка.
Упражнение «чемоданчик»
Задание: разложи предметы в чемоданчик. Сначала детям предлагается рассмотреть слова на карточке, назвать их, раскрасить в один цвет чемоданчик с надписью М. Р., например, в синий цвет и слова-существительные мужского рода так же в синий цвет. Соответственно со словами женского и среднего рода в другие цвета.
Игра «Рыбалка»
Детям предлагается по очереди «поймать» удочкой предметную картинку, с помощью слов-помощников определить род и прикрепить картинку на доске под соответствующим домиком.
Предметные картинки: волк, молоток, сова, груша, окно, лук, ведро, шкаф, пила, лиса, яйцо, солнце. Дети по два раза «ловят» слово.
Игра «Умей найти свое место».
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Ход: детям предлагается быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом используются слова: за, перед, между, вперед, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем просят каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)».
Игра «Кто больше?»
Цели. Расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование. Предметы (их изображения) по изучаемой лексической теме.
Содержание. Игра проводится как с опорой на наглядность, так и без нее. Взрослый показывает детям предмет (его изображение) или называет слово: «Арбуз». Дети поочередно называют признак названного взрослым предмета: «Арбуз – зеленый, большой, круглый, сладкий, спелый, ароматный, тяжелый, гладкий, сочный». Тот игрок, который прервет цепь определений, не дав ответа, выбывает из игры. Таким образом, ребенок, оставшийся в игре последним, становится победителем.