Лена Пр
Отчет по самообразованию «Развитие грамматического строя речи через организацию сюжетно-ролевых игр. Первые сюжетные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие грамматического строя речи через организацию сюжетно-ролевых игр. Первые сюжетные игры
Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного. У ребенка может быть несколько видов любимых игр: подвижные игры, дидактические игры, настольные, сюжетно-ролевые игры. Дети учатся взаимодействовать друг с другом в ходе того или иного сюжета.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие грамматического строя речи через организацию сюжетно-ролевых игр, Первые сюжетные игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Чем старше дети, тем четче, ярче сюжетная линия. Если в младшем дошкольном возрасте сюжетную линию предлагает, организует педагог, то в старшем дошкольном возрасте дети сами выбирают сюжет, распределяют роли, озвучивают правила той или иной игры. Яркими примерами сюжетно-ролевых игр выступают такие сюжеты как : "В магазине", "В поликлинике", "Салон красоты" или "Парикмахерская", "Строители" и многие другие. Воспитатель должен помочь, поддержать детскую инициативу, направить в нужное "русло". Также педагог может предложить несколько иное развитие игры.
Не всегда в игре все хорошо и спокойно. Иногда у детей возникают разногласия в ходе игры. Воспитатель должен вовремя вмешаться, примирить детей, не дать им рассориться. Педагог может внести в игру "корректировки", увести детей от конфликта.
При организации сюжетно-ролевых игр, воспитатель - не просто наблюдатель, он может принять, играть одну из ролей.
Например выступить в роли "покупателя "больного" и другие. Тогда дети понимают, чувствуют, что вам не безразлична их игра.
Цель моей работы: формирование грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно - ролевых игр при косвенном и прямом участии педагога.
Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:
- развитие связной диалогической речи;
- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:
- Участие воспитателя в игре (главная роль).
- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
- Изменение игровой среды.
- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия).
- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.
- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.
- Поощряю проявление детского словотворчества.
- Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.
- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.
Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей:
• налаживание контактов с детьми,
• снятие эмоционального напряжения в игре,
• развертывание партнерских отношений.
Работу я начала по следующим направлениям:
• изучение литературы,
• работа над созданием развивающей среды,
• НОД с детьми,
• взаимодействие с родителями.
Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
сюжетно – ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п.
Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры : они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми младшего возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей. Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторс ких умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий. Для изучения профессий взрослых мною была создана дидактическая игра «Профессии».
В течение года мною были подготовлены и проведены:
- Составление картотеки сюжетно – ролевых игр.
- Беседы о профессиях.
- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Супермаркет, Парикмахерская, Детский сад и мн. др.).
- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел у мамы не работе», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.
- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии»).
- Изготовление дидактической настольной игры «Профессии»
- Организация театрализованной деятельности.
- Просмотр познавательных мультфильмов по теме «Профессии взрослых людей».
Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Памятка для родителей («Значение сюжетно-ролевой игрыв дошкольном возрасте»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль).